Четверг
Мф, 49 зач., 12, 46—13, 3
Когда же Иисус еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами.
Мы переживаем за наших родных. И это естественно. Кто о домашних своих не печется, тот хуже неверующего. Но вполне может быть, что в будущей жизни мы окажемся ближе к людям, с которыми мы не связаны родством. Самые глубокие отношения в жизни — совсем не кровное родство, а родство ума с умом и сердца с сердцем. Когда у людей одни принципы, одни интересы, одна цель, они становятся по-настоящему близки. Что такое присутствие Царства Божия на земле? Это когда воля Божия исполняется на земле как на небе. Только Христос в полноте явил это чудо. И Божия Матерь всей Своей жизнью была устремлена к этой тайне и приобщалась ей как никто из людей. Ее единство с Христом Богом — не только по плоти и крови, но по вере, по смирению, по чистоте, по любви.
Даром Христа все люди — дети Божии. Каждому дается равная возможность вступить в родство через Него с Богом. Бог любит святого и грешника. Но когда человек направляет свою волю в согласии с волей Божией — благодатной помощью Духа Святого, предстательством Пречистой, — начинается подлинное его сыновство. Жизнь полна испытаний. Есть верность, которая превосходит всякую земную верность. Есть то, что идет впереди самых дорогих отношений на земле. В этом смысле Христос многого требует. Он хочет всего человека. Он говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце». Он хочет, чтобы человек не разделял свое сердце ни с кем и ни с чем. Первая и наибольшая заповедь призывает нас Его Единого любить и Ему Единому служить. Самое великое родство — здесь, и самое страшное разделение — когда воля человека направлена против воли Божией и воли тех, кто с Богом. Как говорит апостол Павел: «Вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию».
Это трудно. Но в этом великое чудо. Когда человек отдает себя безраздельно Христу Богу, он начинает принадлежать семье, границами которой является вся земля. Он обретает родство, которое включает в себя всех святых на небе и на земле. Потому Божия Матерь — Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, и духовная Матерь всех нас. И Господь говорит о достоинстве всех Своих учеников. Каждый из них — Его брат и сестра и мать. Его ученики, все оставившие, чтобы следовать за Ним, бесконечно дороги Ему. Все святые имеют эту честь. Все исполняющие заповеди Божии — в близком родстве со Христом. Он любит их, Он вступает в общение с ними как с родными. Он зовет их на трапезу с Собой, приобщая их Своей Пречистой Плоти и Крови, чтобы они были единокровными с Ним. Он заботится о них, чтобы у них не было недостатка ни в чем. Он не стыдится называть их братиями, но исповедует их перед людьми, перед Ангелами и Отцом Небесным.
Зачало сегодняшнего Евангелия завершается стихами следующей главы: «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами». Иногда благодать Божия открывается нам с особой силой, необязательно во время торжественного богослужения. Когда Христос отправился к морю, множество народа собралось к Нему. Где Царь — там и слуги Его. Где Христос — там и Его Церковь. Господь проповедовал среди просторов природы, потому что никакой храм не мог бы вместить столько людей. Как не имел Он, где главу приклонить, так не было у Него собственного храма для проповеди. Это не значит, что Господь пренебрегал малейшей возможностью проповеди в доме Божием. Но Он учит пользоваться всем, что Промысл Божий предлагает нам для служения Богу и людям. Когда Христос родился в Вифлееме, вокруг Его яслей собралось великое множество Ангелов, а сюда, к морю, где Он проповедует, должны придти все люди. Его проповедническая кафедра — лодка, корабль. И Христова Церковь — корабль, из которого через уста всех служителей и проповедников Христовых до скончания века звучит Его голос.
Протоиерей Александр Шаргунов