Суббота
Ин, 48 зач., 14, 10—21
Господь сказал Филиппу: разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне», — говорит Христос. Однако Ученики Его исполняются печали при мысли о том, что станет с ними, когда их Учитель уйдет. Они будут как овцы, не имеющие пастыря. И Господь утешает их обещанием, что им дано будет облечься силою свыше.
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Прежде всего, Христос говорит, что Его ученики сотворят дела, которые Он творит, и даже больше, чем Он. Как Христос исцелял немощных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых — так будут и Его ученики. Как Он приводил к покаянию многих, открывая истинного Бога, так будут и они. Хотя Христос уходит, но дело Его не прекратится, а продолжится с еще большей силой. Ученики Его сотворят даже больше, чем Он. Христос совершал чудеса в течение только трех лет, в одной стране, а Его последователи будут во имя Его совершать чудеса в течение многих веков в разных странах. В дни земной жизни Христа Его проповедь была ограничена Палестиной, а после Его Крестной смерти и Воскресения она не будет знать ограничений, и Дух Его будет мощно действовать повсюду.
«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю», — говорит Господь. Мы можем просить в молитве что угодно, но наша молитва должна быть во имя Его. Это значит, что мы не должны просить в молитве того, что недостойно имени Христова, что противно заповеди Его. Будучи грешными людьми, мы не можем просить во имя свое — что может значить наше имя на небесах? Но там, где искание Царства Христова и правды Его, «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», — говорит Христос. Он идет к Отцу, прославляя имя Отца, и наша молитва, в которой — о чем бы мы ни просили — звучит: «Да святится Имя Твое», не может остаться без ответа.
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», — говорит Христос. Есть одно только доказательство подлинной любви к Богу — послушание Ему, исполнение Его заповедей. Самые великие слова о любви, самые прекрасные переживания без этого ничего не значат. Подлинная любовь не дается легко.
Но как достигнуть этой подлинной любви, этого подлинного послушания? Христос не оставляет нас одних в наших духовных сражениях. Он обещает Своим ученикам послать от Отца Духа Святого, другого Утешителя. Когда Христос был с ними, Он ходатайствовал пред Отцом за них, а теперь Дух, от Отца исходящий, будет действовать в них. Христос был утешением для Своих учеников, когда Он был с ними, а теперь, оставляя их, Он пошлет им Другого. Отец дает им Его. Тот, Кто дал нам Сына как нашего Спасителя, даст нам и Духа Своего как нашего Утешителя. Это вечное благословение: «Да пребудет с вами вовек». Со всеми, кто Христов, до конца света, и в бесконечной вечности.
Этот Утешитель — Дух истины, «Которого вы знаете». Он — Дух истины, Он наставит вас, и других — вашим служением, на всякую истину. Христос — истина, а Он — Дух истины. Мир не может Его принять, потому что не видит Его и не знает Его. Утешения Духа — безумие для людей мира сего, так же, как Крест Христов. Где торжествует дух мира сего, там нет места Духу Божию. Лучшее знание Духа истины — то, которое обретается личным опытом. «Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Они были со Христом, и потому не могли не знать Духа истины. Ни с чем не сравнимое утешение — дар Духа Святого дается только ученикам Христовым — не миру.
«Не оставлю вас сиротами, — говорит Господь, — приду к вам». Сколь бы скорбной ни была порой жизнь христиан, она никогда не бывает безутешной, они никогда не остаются сиротами, потому что Бог — их Отец. Господь придет к Своим ученикам по Своем Воскресении, как и раньше Он говорил им: «В третий день воскресну». Он будет приходить к ним не только в течение сорока дней по Воскресении, но — каждый день Духом Святым — в знамениях Своей любви и благодати. «Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить». Отступивший от Бога мир полагал, что он уже достаточно насмотрелся на Него, и требовал: «Возьми, распни Его». Этим определяется судьба мира, Он уже не увидит Христа. Но ученики Его будут иметь общение с Ним, когда Он будет взят от мира. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», — говорит Христос. Эти святейшие тайны в полноте откроются на небесах. Теперь еще не открылось, что будем, но там откроется, что мы были. Начало совершенного познания будет после излияния Святого Духа на апостолов. Всякий, кто сподобляется принять Духа истины, узнает, что Христос — в Отце, и Отец — в Нем. И что мы — во Христе, и Христос — в нас. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, — говорит Господь, — тот любит Меня». Не тот, кто имеет величайшие познания и разум, не тот, кто раздает все имения свои ради Него, но кто соблюдает заповеди Его. «А кто любит Меня, — говорит Он, — тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Откровение Божие дорого стоит. Только тому, кто соблюдает заповеди Его, Христос являет Себя. Только к тому, кто ищет Бога, и, несмотря на все свои поражения, снова и снова устремляется к Нему, приходит воскресший Бог. Небо и земля, Бог и человек, и все люди друг с другом связаны узами этой любви.
Протоиерей Александр Шаргунов