Четверг. Вознесение Господне
Утреня
Мк, 71 зач., 16, 9—20
Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Еще сегодня утром мы прощались с Пасхой, и светлая радость пасхального праздника срастворялась печалью, потому что мы прощались с Воскресшим Христом. Однако Святая Церковь знает, что Пасха Господня продолжается и Господь пребывает с нами до скончания века всей радостью, всей силой Своего Воскресения.
Самим богослужением праздника Вознесения Церковь свидетельствует, что Пасха Господня продолжается. На утрени, после чтения Евангелия, мы воспеваем победную песнь: «Воскресение Христово видевше», хотя праздник уже другой. Это означает, что победа над грехом и смертью уже никогда не отнимется от нас.
Это напоминание и о том, что в празднике Вознесения может участвовать только тот, кто видел Воскресение Христово, кто приобщился победе Христовой. Если раньше мы говорили, что нельзя прикоснуться Пасхе Христовой, не сораспявшись со Христом, то теперь скажем: невозможно участвовать в празднике Вознесения Господня, не будучи приобщенным Его Воскресению. Пасхальная тайна увенчивается не только великим праздником Вознесения, но и Пятидесятницы. Эти два праздника в свою очередь перекликаются друг с другом. В Вознесение Господь возносится на небо, чтобы войти в Свою славу. В Пятидесятницу — Дух Святой сходит с небес, чтобы укрепить и освятить верных.
Мы слышим Евангелие о явлении воскресшего Христа Своим ученикам. Иисус является сперва Марии Магдалине, затем двум другим ученикам. Они возвещают об этом остальным, «бывшим с Ним», но те не верят. Они пребывают в горе и не внимают радостной вести. Сосредоточенность на своей скорби не дает им прикоснуться к радости победы Христовой над смертью.
Господь упрекает их за неверие и жестокосердие не потому что хочет отвергнуть их, а потому что хочет напомнить им об ответственности их апостольского служения. Не бесплодные слезы должны они лить над своими якобы обманутыми надеждами, но идти по всему миру с пасхальной радостью. Обратим внимание, что воскресший Христос явился одиннадцати возлежавшим на вечери. Это Евхаристия, место, где ученики всех времен могут восстановить свои силы, исцелиться от уныния и воскреснуть от смерти духовной, которая подстерегает их, когда они удаляются от живого присутствия воскресшего Христа.
Христианство — не идеология, а потрясающая встреча с Богом, восхотевшим разделить с нами нашу человеческую жизнь, чтобы сделать нас причастниками Божественной жизни. Встреча со Христом в сокровенности Причастия подвигает к неотложному свидетельству о победе Божией перед миром.
Воскресший Христос говорит Своим апостолам: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». «Идите, — говорит Господь, — и проповедуйте». Узнать, что Христос воскрес, и идти проповедовать о Воскресшем — одно и то же явление. Там, где нет желания возвестить другим эту благую весть, нет подлинного знания, что Христос воскрес.
«Воскресение Христово видевше», мы должны возвещать об этом присутствии Божием в мире, явленном во Христе для спасения людей. Иными словами, проповедовать Евангелие — значит являть своей жизнью — и только потом уже словом — эту новую силу, что Христос жив, что наша жизнь и смерть неотделимы от Его победы.
Благовестие Воскресения обращено ко всем. «Се бо прииде Крестом радость всему миру», «идите и проповедуйте Евангелие всей твари». Мы помним, как отвечал Христос на вопрошание учеников о времени разрушения Иерусалима и кончины мира: «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13, 10). Оно должно быть проповедано всем людям, чтобы они имели возможность свободно принять или отвергнуть спасение, предложенное во Христе.
Вся история человечества раскрывается, таким образом, как бы продолжением суда над Христом. Но теперь народы и их вожди поставлены перед свидетельством о Христе Воскресшем, которое является спасением их или осуждением в зависимости от того, как они принимают это свидетельство. И это значит также, что, кроме благовестия о Воскресшем Христе, не существует спасения. «Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем».
Эта вера, естественно, приводит ко крещению, вхождению в Церковь, где видимым образом продолжается присутствие дара Божией любви во Христе Иисусе. Таинство Крещения обретает полноту своей силы только с верой. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, — говорит Христос, — а кто не будет веровать (даже если крестится), осужден будет». И всякий, кто подлинно принимает это таинство, становится свидетелем Воскресения Христова.
И далее Господь говорит о знамениях, которые будут сопровождать уверовавших. «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Разве не видим мы в этом изгнании бесов, возложении рук — продолжение того, что Христос совершал на земле? Вся жизнь Его была борьбой против силы вражией, ищущей поработить людей. С самого начала, прежде Своего выхода на проповедь, Он был в пустыне искушаем сатаною. И быть учеником Христовым — значит непрестанно сражаться против зла мира сего, свидетельствуя тем самым вслед за своим Божественным Учителем, что мир этот призван стать иным, небесно совершенным. В этом и заключается святость бесчисленных Христовых святых. А дар новых языков — прежде всего знамение нового общения в любви и истине, даруемого Воскресшим Христом.
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». Прославление Христа и присутствие Его в уверовавших в Него, в тех, кого Он послал в мир, — две тайны, неразрывно связанные друг с другом. Вознесение на небо и седение одесную Бога Отца означает такое вхождение Господом в Божественный мир, какое никто не мог осуществить. Он поднимает человечество до Бога, потому что Он Сам Бог. Исповедовать, что Он воссел одесную Бога, — значит выражать веру, что Ему принадлежит Царство и сила и слава во веки со Отцем и Святым Духом. И род человеческий призван стать через Церковь участником Его Царства и силы и славы. Смысл того, что возвещает Евангелие о проповеди «везде», при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями, предельно ясен: нет такой области жизни, от которой могла бы быть отделена Церковь, — через Церковь действует и говорит Христос. Иными словами, присутствие Божества на земле, которое было во плоти Богочеловека до Его смерти, теперь перешло в Церковь. Он воистину с нами во все дни до скончания века.
Но только в первый вечер Пасхи, когда воскресший Христос дунул на Своих учеников и сказал: «Приимите Духа Святого», а в полноте только после Пятидесятницы — открывается по-настоящему весь путь Христов. Только тем, кто сподобляется принять в себя Его Божественное дыхание. Только тем, кто исполняется решимости идти и сражаться со злом, как Он говорит, приобщаясь вместе с Ним до конца даром Его любви всему, что есть на нашей земле. Чтобы вместе с Ним, как Он предлагает, достигнуть нашего вечного неба.
В этот праздник Вознесения обратим наши взоры туда, где Христос восседает одесную Бога Отца. Будем горнего искать, а не земного. Ибо мы умерли со Христом, и наша жизнь сокрыта с Ним в Боге (Кол. 3, 1—3). Будем совершать наше восхождение в радостной надежде. «Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе» (Кол. 3, 4).
Протоиерей Александр Шаргунов