Четверг
Мк, 62 зач., 13, 3—14, 2
Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.
Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут», — говорит Господь. Все советы Божии исполнятся, слово, которое сказал Бог, станет делом. Мы подобны людям, знающим, что господин их придет, но не знающим, когда он придет. «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Мы живем, осеняемые вечностью. Потому нет причин для страха. Но это означает, что мы должны исполнять порученный нам труд день за днем. И мы должны жить так, чтобы для нас не имело значения, когда господин наш придет. Нам дано служение, каждый день которого мы должны посвящать Господу и быть достойными Его, с тем чтобы в любой момент оказаться готовыми к встрече с Ним. И вся жизнь наша становится предпразднством встречи с Царем Небесным. Мудр ли кто из вас, покажи на деле, что ты не забываешь никогда о том, куда все идет. «Мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». Этой благодатной памятью конец становится не унынием, а вечной радостью.
Мы должны всегда бодрствовать, в ожидании Его прихода. Наш Господь придет, и придет господин дома, и мы дадим Ему отчет о нашем служении. Мы не знаем, когда Он придет. Это относится и к часу нашей смерти, и к Страшному Суду. Наша земная жизнь — ночь («даждь нам настоящего жития нощь прейти»), темная ночь — по сравнению с будущей жизнью. И мы не знаем, в какую стражу ночи наш Господь придет — во дни нашей юности, в зрелости или в старости. Но как только мы рождаемся, мы начинаем умирать, и с момента, когда мы делаемся способными что-то ждать, мы должны ждать смерти. Наша главная забота должна быть — чтобы Господь не застал нас спящими, уверенными в собственной безопасности, готовыми сказать: «Он не скоро придет» и неготовыми встретить Его. Его приход поистине будет внезапным. И потому неотъемлемый долг всех Христовых учеников — бдеть и бодрствовать. «То, что Я говорю вам, Я говорю всем в роде сем — всем, кто будет веровать в Меня во все века: бодрствуйте, ждите Моего Второго Пришествия, уготовляйтесь к нему, чтобы не было в вас пятна или порока». Если никто не знает ни дня, ни часа, это значит, что мы должны быть готовы каждый день и на всякий час.
В беседе с Петром, Иаковом, Иоанном и Андреем после их вопрошания о времени разрушения храма, Господь говорит о катастрофах, о гонениях, о последних испытаниях, о том, что только после этого придет день Господень. И Он заповедует ученикам различать знамения времен и бодрствовать.
Ужасы надвигающихся событий наполняют страхом. Но в конце мира — радость, и это дает надежду. Вся наша жизнь, говорит преподобный Амвросий Оптинский, — между страхом и надеждой. Между страхом близких испытаний и радостью, уготованной избранным Господа. Поэтому мы должны быть исполнены доверия Промыслу Божию и бодрствовать.
Будущее — ни розового, ни серого цвета. Тем, кто видит только закрытый мраком горизонт, Господь возвещает день света. Тем, кто исполнен легкомысленного оптимизма, Он напоминает о трудностях сегодняшнего времени и необходимости отвержения всякого зла. Как для Самого Господа, так и для каждого из нас Крестные страдания и Воскресение неотделимы друг от друга.
«Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков». События, о которых Господь возвестил Петру после его исповедания Господа Сыном Божиим (Мк. 8, 27—30), приблизились. Упоминание о двойном празднике, Пасхи и опресноков, имеет глубокий смысл. Пасха — праздник приношения в жертву перворожденных из скота, а опресноки — праздник бесквасного хлеба, благодарение Богу по случаю собранного урожая. Оба праздника совершались в Израиле в память Исхода из Египта, главного события в истории богоизбранного народа. Это был самый великий праздник года.
Знамение Пасхи и опресноков придает повествованию о Страстях Христовых особый, не отделимый от богослужений Иерусалимского храма, характер. Если в начале проповеди Господа в Галилее, Его первыми врагами были фарисеи и иродиане (Мк. 3, 6), теперешние Его враги, непосредственно ответственные за Его смерть, принадлежат священнической среде — первосвященники и книжники. Исполненные особенной ненависти к Пророку из Назарета после изгнания Им торговцев из храма (Мк. 11, 15—11), они, эти хранители ложной веры, намереваются вмешаться священнодействием, в котором Господь будет жертвой.
Они совещаются, как предать смерти Христа. Они хотят не только заставить Его замолчать, но отомстить Ему за все добро, которое Он сделал. Однако им надо торопиться. С каким изощренным коварством действуют они: «Только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе», чтобы никто не мог спасти Его. На Пасху наплыв народа в Иерусалим — со всех концов страны и земли — будет огромным. Все большее число людей становится на сторону Христа, и проповедь Его распространяется повсюду. В Евангелии от Марка сказано, что «множество народа слушало Его с услаждением» (Мк. 12, 37). Необходимо все закончить до праздника. Те, кто более всего искал похвалы людей, более всего страшились недовольства народа. Суд будет скорым, с заранее вынесенным приговором. Видимость казни не прикроет убийства.
Символ и реальность будут увидены вместе. Наша Пасха — Христос — был принесен в жертву за нас — в то же самое время, когда был принесен в жертву пасхальный агнец и совершилось воспоминание избавления богоизбранного народа от египетского рабства.
Протоиерей Александр Шаргунов