Седмица 3-я по Пятидесятнице. Понедельник
Мф, 34 зач., 9, 36—10, 8
Видя толпы народа, Иисус сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
«Видя толпы народа, Он сжалился над ними». Взгляд Господа исполнен глубокого сострадания к людям. Потому что «они были изнурены и рассеяны». Безмерная усталость, глубокое отвращение к жизни, лишенной смысла. Толпа без пастыря. Люди без Бога. Человечество, бесполезно бродящее по дорогам, которые не ведут никуда.
Разве что-нибудь сильно изменилось в мире с тех пор? Или Христос по-иному стал глядеть на род человеческий? Или мы — только называемся христианами? Господь зовет нас увидеть Его глазами все беды и отчаяние сокрушенного народа, до которого никому нет дела.
Господь говорит Своим ученикам: «Жатвы много, а делателей мало». Он видит человечество как поле созревшей пшеницы, волнующейся под летним ветром. Жатва, радость ее — вот она. Но мало делателей. Христос говорит об огромной работе, которую Он должен совершить. И о том, что Он нуждается в соработниках. «Господи, неужели у Тебя мало делателей?» — воскликнул, прочитав в юности эти слова, будущий святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
«Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Прежде всего необходима молитва. Почему? Почему Господин жатвы, Бог, не пошлет Сам сразу нужных делателей? Для чего надо молиться? Нам открывается, как велика человеческая ответственность — Бог нуждается в людях. И как велика тайна молитвенного заступничества — не только о других, но и о себе.
Первый делатель, на которого смотрит Господь, если ты искренне молишься, — это ты. Не молись только о том, чтобы Господь послал других — сам иди. «Вот я, Господи, пошли меня», — говорит пророк Исаия (Ис. 6, 8). Как просветить верой наш народ — такой огромный и такой одичавший, после всего, что произошло с ним? Но вместо того, чтобы растерянно стоять перед невозможностью этой задачи, мы должны глубоко осознать самую природу этого служения. Оно зависит от Бога, от Того, Кто нас посылает. Это не просто наше дело. Мы — на ниве Божией в служении Богу, в Его Превечном Совете, чтобы «все человеки спаслись» (1 Тим. 2, 4). Потому впереди всего должна идти молитва. И, может быть, упадок духовности в Церкви и вызван утратой молитвы?
«И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами». Никто не может один исполнять дело Божие. Господь избрал двенадцать из сотен Своих учеников, которые следовали за Ним. Священническое служение берет свое начало в воле Христовой создать Церковь. Число двенадцать — символично. Двенадцать колен Израиля составляли народ Божий, и они должны были осуществлять служение Богу в течение двенадцати месяцев года. Это число двенадцать — полнота «земли обетованной», и полнота времен.
«Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите». После Воскресения Он скажет: «Идите в мир весь и сотворите всех Моими учениками». Почему это ограничение в начале? Чтобы показать, что Бог верен Своим обетованиям и что Израиль должен первым принять благую весть. Так всегда проповедовал, как мы читаем в книге Деяний, апостол Павел. Другое дело, что это благовестие было Израилем отвергнуто. Но Господь ищет спасения всех.
И ныне Церковь, собираясь на служение Евхаристии, пророчески прообразует эту тайну: Господь хочет рассеянных чад Божиих собрать воедино. Все человечество призвано войти в Церковь, которая есть образ Пресвятой Троицы. «Да будет все едино, как Мы, да уверует мир» (Ин. 17, 21).
«Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте». Слова, раскрывающие замысел Божий о человечестве. Их проповедь была как утренний свет, возвещающий о восходящем солнце. В жизни каждого человека уже присутствует Бог. И сказать другому: «Я люблю тебя» — значит сказать ему: «Ты не умрешь», потому что любовь во Христе — это приобщение жизни, преодолевающей смерть. Царство Божие уже началось. Ученики Христовы посылаются как Божие благословение людям, чтобы все знали, что любовь и радость исходят от Царства, которое Христос пришел даровать миру. «Даром получили, — говорит Господь, — даром давайте». Жизнь — дар, и благодать Господня — дар, и те, кто Христов, должен научиться приносить себя в дар в служении Богу и людям.
Протоиерей Александр Шаргунов