ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ

Понедельник

Лк, 25 зач., 6, 24—30

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Господь обещает горе процветающим грешникам. Это — несчастные люди, хотя мир завидует им. Вместо вечного благословения, открываемого в заповедях блаженства, их ждет только горе и горе. Лучшей иллюстрацией этого могла бы быть притча о богаче и Лазаре. Горе вам, богатые, — надеющиеся на свое богатство. «Горе вам, ибо вы уже получили свое утешение» — в том, в чем вы полагали свое счастье. Вы получили здесь на земле те блага, которые, по вашему разумению, являются лучшими. Горе вам, говорящие себе: «ешь, пей, веселись, душа, — ибо много у тебя богатства на многие годы». В безумии своем вы ищете утешение для души, как если бы она была вся только телом, а утешения от Бога, о которых свидетельствуют святые, — для вас как бы ничто. Горе вам, пресыщенные ныне, — имеющие, как вам мнится, все, что душа желает и более того. Вы преисполнены собой, вам не нужен Христос Бог. Горе вам, ибо взалчете, когда скоро будете лишены всего земного и встанете обнаженными пред Богом. Горе вам, смеющиеся ныне, — среди своих иродовых пиров, среди крови и слез миллионов нищих, сирот и вдов. Недолгим будет ваш смех, скоро вы восплачете и возрыдаете. Горе и вам, служители Божии, — те, о которых все будут говорить хорошо, ибо для вас важнее всего людские похвалы и одобрение. Горе вам, ибо это будет плохим знаком для вас, свидетельством, что вы не сохранили верности оказанного вам Богом доверия заботиться о душах человеческих, которые Христос приобрел Своею кровью. Ваше служение — в предупреждении об опасностях, угрожающих вечной гибелью многих. А вы уподобляетесь тем лжепророкам, о которых за то, что они льстили сильным мира сего, ходящим путями нечестия, все говорили хорошо.

«Но вам, слушающим, говорю», — продолжает Свое слово Христос. И это звучит, как «имеющий уши слышать, да слышит». Так запечатлевает Он обыкновенно поучения, имеющие исключительное значение для всех. Внезапно Спаситель показывает, что жизнь учеников Христовых должна отличаться не только хранением себя от явного зла, но несравненно большим.

Какая разница между героем и святым, между благородным человеком и настоящим христианином? На этот вопрос Христос и отвечает во второй части сегодняшнего Евангелия. Существует много видов человеческого благородства и героизма, но это все еще не делает нас учениками Христовыми. Даже язычники, говорит Христос, могут вести себя точно так же, не становясь от этого христианами. Они отдают порой свою жизнь за правое дело, являют необыкновенную широту и щедрость. Более порой, чем верующие, они вызывают восхищение у всех. Но совсем не факт, что, поступая так, они уже идут вслед Христу.

Чего же им недостает? Где проходит граница между гуманистической добродетелью, достигаемой похвальными усилиями, и чудом, которое Бог совершает в Своих святых, между добром, которое всякий человек может сам осуществить, и добром, которое Бог может осуществить в человеке?

Можно подумать, что разница — количественная: христианская добродетель идет всегда дальше, до полной самоотдачи. Но это не обязательно так. Некоторые подвиги неверующих в Бога людей и аскеза, сопутствующая им, превосходят подвиги даже самых великих святых, которым, разумеется, и в голову не приходило превзойти других в какой-либо области.

Так где же проходит эта граница? Какая добродетель является неотъемлемым свойством ученика Христова, о которой даже не подозревают те, кто никогда не имел общения с Ним? В том-то и суть, что она предполагает встречу со Христом и узнавание хотя бы в самой малой степени Его Божественной любви. Это узнавание не обязательно сразу расширяет границы нашей любви, но оно самым коренным образом меняет ее качество. Отныне это совершенно иная любовь, она — за пределами всего, что может представлять подвиг самого выдающегося из людей. Это качество — по образу и подобию Бога, Который заповедует нам: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

То, что Бог добр по отношению к добрым, — в этом нет ничего удивительного; то, что Он согревает солнцем достойных людей, — и язычники поступали бы так же. Но то, что Он добр по отношению к злым, что Сын Божий умер за людей, когда они еще были грешники, что Он дарит солнце равным образом для тех, кто любит Его, и для тех, кто отвергает Его, — это то, что не может вместить естественный человеческий разум. Это то, что Бог утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам (Мф. 11, 25).

Как достигнуть такой любви? Как научиться благословлять проклинающих нас? Как ударившему тебя по щеке вместо того, чтобы нанести ему ответный удар за личную обиду, подставить и другую щеку, предавая свою жизнь суду Божию? Как не быть слишком настойчивыми в защите наших личных прав, когда нас лишают их? «Отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку». Как предпочесть уступить обидчику, вместо того, чтобы сражаться за свое? И как от взявшего у тебя твое не требовать назад? Если Промысл Божий испытывает наши личные отношения с людьми на такой глубине — вместо того, чтобы воспользоваться тем, что закон на нашей стороне и употребить его против других, — не лучше ли сказать вместе с первыми учениками Христовыми: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобой»? (Мф. 18, 28).

Единственный путь для достижения такой любви — в том, что мы любимы Богом такой любовью. Жизнь дается для того, чтобы мы поверили этой любви, узнали ее и последовали за нею. Так поступая, человек уподобляется Богу, ибо только Бог, ставший человеком, поступает так. Только Он дает нам силы жить по этой любви. И потому самое главное в жизни — вера во Христа и вера Христу, Победителю ада и смерти. Уберите Христа, и все наше добро и зло будут иметь относительное значение, потому что никто не сможет победить грех и смерть.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X