Четверг
Лк, 23 зач., 6, 12—19
Тогда взошел Иисус на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
В этих стихах Евангелия мы видим Господа в уединении, среди избранных Им учеников и среди народа. Всюду Он являет тайну Своей Богочеловеческой простоты и величия. Наедине Он молится Богу. Писание часто свидетельствует о Его удалении от всех, когда Он дает нам образ сокровенной молитвы, без которой невозможно духовное преуспеяние. Мы узнаем, что Господь сугубо молится всякий раз, когда наступает решающий поворот в Его жизни.
В те дни, когда враги Его, как сказано, пришли в бешенство и говорили между собой, что бы им сделать с Ним (Лк. 6, 11), Он встает на молитву. Он пребывает наедине с Богом Отцом. «Он взошел на гору помолиться», где никто не может потревожить и прервать Его молитву. Его пребывание наедине с Богом длится долго. «Он провел всю ночь в молитве». Нам кажется иногда, что час молитвы — это уже много, хотя наши грехи требуют непрестанного молитвенного покаяния. А безгрешный Христос молится всю ночь о нас, о спасении всего рода человеческого. Если бы мы знали, что важнее всех наших самых важных дел — наше предстояние пред престолом благодати, если бы дано нам было вкусить, какое блаженство быть в общении с Богом, наше отношение к молитве начало бы меняться.
И мы видим, как Господь называет по имени тех, кто должен быть с Ним. У Него должны быть постоянные слушатели Его учения и свидетели Его чудес, с тем чтобы Он мог послать их как апостолов, как послов Его Небесного Царства в мир. После того как Господь провел всю ночь в молитве, можно было ожидать, что с наступлением дня Он отдохнет. Но как только все проснулись, Он призвал Своих учеников к Себе. Жизнь коротка, и в служении Богу мы должны позаботиться о том, чтобы не потерять драгоценное время. И Господь показывает нам, как конец одного доброго дела может стать началом другого. Посвящение на служение Богу не только совершается молитвой, но и предваряется молитвой. Сам Господь молится, и Сам совершает это служение с нами.
Число апостолов было двенадцать. И в этом нет ничего случайного. Это число двенадцати колен Израиля в рассеянии. Господь обращается ко всему народу Божию, ко всем народам земли: час собирания Нового Израиля — всех рассеянных чад Божиих воедино — пробил. От лица всей Церкви двенадцать апостолов будут свидетельствовать миру о воскресшем Христе. Но кроме свидетельства о Воскресении, от апостола, избранного на место отпавшего Иуды, как сказано в книге Деяний, требуется, чтобы он во все дни был с Господом во время Его общественного служения. (Деян. 1, 21—22). Этому началу апостольства мы являемся здесь свидетелями. Само избрание двенадцати прежде Пасхи показывает, как далеко простирается молитва Господа. Никогда не был так облагодатствован кто-либо из людей, и все же один из них оказался диавол. Однако Господь не обманывался в нем, когда избирал его.
Мы видим Господа посреди народа. Его служение разделено на два великих дела — проповедь и исцеления. Он сошел с двенадцатью с горы и «стал на ровном месте», и вокруг Него скоро собралось не только множество Его учеников, но также много народа из всей Иудеи и Иерусалима. И, кроме того, из приморских мест Тирских и Сидонских. Хотя они и соседствовали с хананеями, тем не менее устремились ко Христу. Они пришли послушать Христа. Стоит пройти какой угодно долгий путь, чтобы услышать слово Христово, и стоит пойти в храм Божий, даже если он расположен от нас очень далеко. Стоит ради этого отложить все другие дела. Они пришли исцелиться от болезней своих, а иные были страждущими от нечистых духов. Но те и другие исцелялись, потому что Христос имеет власть над всеми болезнями и над всеми нечистыми духами. Более того, даже те, у кого не было никаких особенных болезней, обретали обновление в душе и в теле. Потому что от Него исходила сила. Весь народ искал прикасаться к Нему, и Он исцелял всех. Разве есть хоть один человек, который так или иначе не нуждался бы в исцелении? Во Христе — полнота благодати, которой достаточно для всех и достаточно для каждого. Это схождение Господа с горы в долину, где вокруг Него собирается народ Божий, напоминает схождение с горы Моисея на Синае, когда тот явился пред всеми с посланием от Бога, а также схождение Самого Спасителя с горы Преображения, когда Его сразу же встречает мятущийся во зле, страждущий мир.
Протоиерей Александр Шаргунов