Суббота
Мф, 97 зач., 24, 1—13
Тогда приступили к Иисусу ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос’, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
«Приступили к Иисусу ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». Этот стих Евангелия следует сразу же после обличения Господом религиозных вождей Израиля, Его плача над Иерусалимом и уходом из храма, в который Он больше никогда не возвратится. Его гневный, восьмикратно произнесенный приговор: «Горе вам», был как раскаты грома и «се, оставляется дом ваш пуст» — как удар молнии. Но, выйдя, ученики не могли сдержать восхищения перед великолепием храма. Господь обращается к ним со словами, которые ясно показывают, что то, что Он говорил в Храме, не должно быть забыто. «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».
Иерусалимский храм был выдающимся явлением зодчества в древнем мире. Он был построен из белого мрамора и обложен золотом. Он так сиял на солнце, что на него с трудом можно было смотреть. У паломников, восходящих на Сионскую гору, он вызывал священный трепет и благоговение. Как были высечены и подняты на высоту эти колоссальных размеров камни, каждый весом в сто тонн, — остается загадкой для современных исследователей. И ученики — в большинстве своем простые галилейские рыбаки — не могли не быть потрясены величием храма.
Но Господь говорит им о скором и полном его разрушении, ибо наступает конец всему, что освящается этим храмом. Время созидаться новому Храму из живых камней. Народ Божий будет Храмом Божия присутствия в мире, где бы он ни собирался. И ученики, естественно, задают вопрос: «Когда это будет?» Вернее, на горе Елеонской они приступают ко Господу с тремя вопросами: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?»
Господь отвечает, но в Евангелии не сказано, в каком порядке. По всей видимости, Он начинает с последнего вопроса. Христос дает новое видение глубинного смысла истории. Трудность для учеников заключается в том, что Господь говорит одновременно о самых близких и о самых далеких событиях — о скором разрушении Иерусалима и о конце мира. Еще труднее для них увидеть будущее пришествие Сына Человеческого как завершение Его искупительного служения, которое должно совершиться уже через несколько дней в Распятии и Воскресении. Нам раскрывается непостижимое вечное присутствие со Своей Церковью Бога, ведущего человечество ко спасению. Потому нельзя смешивать скорое разрушение Иерусалима с Последним Судом в далеком будущем. Грозные катаклизмы, такие как войны, землетрясения и голод, ученики так же не должны принимать за признаки конца мира. Эти события — только родовые муки близящегося Царства Небесного.
Христос начинает с предупреждения: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Они ждут, что Он скажет им, когда это будет, — откроет им этот секрет, но Господь сдерживает их любопытство: «Что вам до этого?» Исполняйте свой долг, следуйте за Мной и не поддавайтесь соблазнам уклониться от истины. Соблазнители — более опасные враги, чем гонители. Трижды в этом Своем ответе Господь говорит о появлении лжепророков. Праведно будет со стороны милостивого Бога попустить уловление в сети лжепророков тех, кто убивал истинных пророков. А те, кто распинал истинного Мессию, будут обмануты и погублены лжехристами и антихристами. Эти соблазны станут испытанием для учеников Христовых в верности своему Господу, с тем, чтобы явились достойнейшие.
Сатана действует большей частью обманом, являясь под видом Ангела света. Под прикрытием величайшего добра часто действует величайшее зло. Лжепророки будут изображать, что говорят по божественному вдохновению, но это все будет ложь. Такими обманщиками явятся ересиархи. Соблазнители в Церкви — опасней всего, потому что они менее всего подозреваемы. Один предатель в осаждаемой крепости может причинить больше вреда, чем тысячи заклятых врагов. В наше время мы все стали свидетелями, каким грандиозным может быть предательство, и какую разрушительную работу оно может производить. Господь говорит, что многие лжехристы придут под именем Христовым, присваивая себе это единственное Имя и говоря: «Я Христос». Это произойдет, когда бедствия будут столь велики, что люди будут искать избавления от них любой ценой. А сатана воспользуется этим для обмана. Врагу будет попущено преуспеть: «и многих прельстят». Диавол и его слуги зайдут далеко в обмане душ человеческих. Немногие найдут узкие врата, но многие предпочтут широкий путь.
Господь говорит о гонениях на Церковь, об общем отступничестве от веры, и как следствие этого — нравственном распаде в мире. Крестный путь Церкви обозначится с невиданной силой. Узы и темницы ждут учеников Христовых, их будут предавать на мучения и убивать. И они будут «ненавидимы всеми народами» за имя Христово, как и раньше Он говорил им. Мир, отвергающий Бога, замешан на квасе вражды и злобы по отношению к христианам. Что мы можем ждать от этого мира, когда к лучшим из людей он нередко относится наихудшим образом? Сколько мучеников и исповедников Христовых произвел недавно этот мир, и какие еще испытания ждут Церковь в будущем! Но кровь мучеников — семя и крепость Церкви. Для них не может большего утешения, чем сознание, что они ненавидимы за имя Христово.
И Господь говорит о соблазне Креста для многих. Когда исповедание истины начинает дорого стоить, «тогда соблазнятся многие» и отпадут от веры. Нет ничего нового в том (хотя это никогда невозможно понять), что однажды познавшие путь правды оставляют его. Времена испытаний отсеивают многих, и среди бури нередко падают те, кто твердо стоял среди ясной погоды. И Господь снова говорит о предательстве. Те, кто отступит от верности Христу, будут предавать тех, кто хранит ее. Из числа отступников обыкновенно выходят самые жестокие гонители. Времена гонений обнажают все. Волки в овечьих шкурах сбрасывают маски и являются перед всеми как волки.
«И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Хотя мир всегда лежит во зле, но бывают времена, когда беззаконие умножается. Так было во времена безбожного коммунизма, но атеизм на наших глазах сменяется сатанизмом. Охлаждение любви — следствие умножения беззакония. Подлинное благочестие, сутью которого является любовь ко Христу, будет встречаться крайне редко. И многие, именующие себя христианами, охладеют в своей вере — в то время как враги Церкви покажут, насколько они горячи в своем нечестии. Там, где нет любви ко Христу, не может быть и братской любви друг ко другу. Когда нечестие умножается — соблазняющее других, гонящее истину нечестие, — благодать любви друг ко другу во многих охладевает.
Однако Господь не говорит, что любовь охладеет во всех, но только во многих. В худшие времена Бог сохраняет остаток верных, ревнующих по истине, как это было во дни Илии, когда пророку казалось, что он остался один. И хотя эта любовь охладеет во многих, она не умрет. Пройдет зима, и жизнь, таящаяся в корнях, явит себя.
«Претерпевший же до конца спасется», — говорит Христос. В этих словах — великое утешение для нас. Хотя многие соблазнятся, но всегда будут те, кто претерпит до конца. В этих словах — утешение для тех, кто не отступает от верности Господу, претерпевая страдания, — они спасутся. Эти слова созвучны с тем, что Господь говорит в Откровении Ангелу Лаодикийской церкви: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3, 21). И Ангелу Пергамской Церкви: «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). И Ангелу Фиатирской церкви: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным» (Откр. 2, 26—27). И Ангелу Сардийской церкви: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» (Откр. 3, 5). И Ангелу Филадельфийской церкви: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое» (Откр. 3, 12).
Протоиерей Александр Шаргунов