Пятница
Мк, 26 зач., 6, 45—53
Тогда понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И, отпустив их, пошел на гору помолиться. Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
Сегодняшнее Евангелие — о буре на море и о страхе, который естественно охватывает человека во время бури. Море в Священном Писании — иногда дорога к другим, в другую страну, но также и угроза хаоса, беспорядка, смерти — от начала творения Божия, когда Бог разделяет воды и ставит предел, который воды не должны прейти, до Потопа, который снова приносит смешение вод, неба и земли и смерть людям, отделяющим себя от Бога, до Иова, утверждающего, что только Бог может укротить разрушительную силу моря, до бури в сегодняшнем Евангелии и до видения небесного Иерусалима в Апокалипсисе, где «прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21, 1).
Разбушевавшаяся во время плавания апостолов стихия, среди которой идет к нам по волнам на помощь Христос, — образ всей нашей жизни, время от времени сотрясаемой бурями. Как будто все враждебные силы восстают против нас, вызывая в нас древний страх, исходящий из глубины веков и из глубины нас самих. Оттого, что мы верующие люди, оттого что мы ученики Христовы, наша жизнь не легче, чем у любого другого человека. Может быть, иногда даже труднее. Нам угрожают опасности — такие же, и порою более серьезные, чем остальным.
Мы исповедуем Господа, Творца неба и земли, но когда надвигаются на нас беды, мы начинаем бояться. Господь содержит все в деснице Своей, но действительно ли Он защитит нашу хрупкую жизнь от погибели? Святые отцы говорят: «Мы боимся смерти оттого прежде всего, что мы боимся жизни».
Самое поразительное, что ученики в сегодняшнем Евангелии больше всего испугались приближения к ним Начальника жизни Господа. После страха от бури еще больший страх напал на них. «Это призрак», — вскричали они, думая, что, может быть, сам сатана идет к ним под видом их Учителя. «Это Я, не бойтесь», — отвечает Господь. «Это Я, от начала Сущий», — уверяет Бог Моисея в Своем державном присутствии, когда тот противостоит фараону. Это голос, от которого бесы бегут в ужасе, голос, который только те, кто следует за Христом, узнают.
Как и в другом Евангелии, рассказывающем об утишении бури, когда во время плавания Спаситель уснул на корме, Он предупреждает их прежде всего об опасности страха. Попускающий ученикам быть захваченными бурею и уготовляющий им великую тишину, Христос не говорит им об опасности смерти, от которой они будут избавлены, но об их страхе. Как если бы этот страх заботил Его больше в конце концов, чем риск смерти, угрожающей им. Как если бы существовала страшная связь между смертью и страхом. Да, смертью порождается страх. Это слишком очевидно. И то, что происходило с апостолами во время бури, показывает на это. И каждый человек по собственному опыту знает, что в смерти — наш страх.
Но может быть наоборот — не от смерти страх, а от страха — смерть. Может быть, страх заставляет нас цепенеть перед смертью, перед диаволом? Страх как хищный зверь, который вначале гипнотизирует, парализует свою жертву, чтобы затем пожрать ее.
Ученики охвачены страхом, а Господь идет к ним таинственным образом. Он ступает по волнам без всяких усилий. В Своем победном шествии Он даже хочет миновать их. В Священном Писании хождение по водам превосходит возможности человека, эта власть принадлежит только Богу. Только Он может укрощать силы зла и смерти, которые эти воды представляют. Совершенно ясно, что Христос являет здесь тайну Своего воскресения. Придет день, когда ученики услышат от Ангела у гроба Спасителя: «Он воскрес, Он предваряет вас в Галилее». И настанет время, когда ученики Христовы будут искушаемы страхом и унынием среди жестоких гонений. Христа физически не будет рядом с ними. Он уйдет к Отцу Небесному — в этом смысл Его теперешнего ухода на молитву на гору. Можно подумать, что Он оставил их. Но Он дает им узнать Свое действенное присутствие. Что бы ни происходило, Церковь может увериться: Спаситель здесь — живой, избавляющий ее от всякой опасности. «И вошел к ним в лодку, и ветер утих». Однако слово Божие тут же произносит суровый приговор неверию учеников. «Они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». Иными словами, тайна Богочеловеческой личности Христа и Его служения еще не была постигнута ими. И это естественно, потому что они не прошли еще с Господом через бурю Его Крестных Страстей и не достигли Воскресения и Пятидесятницы. Подобно утишению бури, хождение Господа по водам показывает спокойствие Церкви среди всех испытаний, ибо воскресший Христос спешит к ней на помощь. И мы, причастные в полноте всему, что совершил ради нас Христос, будем всегда уповать на Господа.
Но будем остерегаться также и ложной смелости. Победить всякий страх — это значит победить всякий грех. Только в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. И поэтому не будем отчаиваться, если нас порою охватывает малодушие. Ученики испугались, но Господь укрепил их веру. Многие святые вначале были малодушны, но потом твердой стопой шли вслед Господу.
А пока мы испытываем еще много страхов. Это как бы нормально. Мы не можем сразу достигнуть совершенства. Мы немощны по-человечески. Мы еще грешные люди. Но Христос уже освободил нас от всякого страха. Страха умирать, страха жить, страха бессмысленного существования. Страха, который парализует не знающих Бога людей и отдает их в жертву смерти без силы, без веры, без надежды. Христос освободил нас от этого великого страха. Всякий раз, когда мы испытываем страх великий или малый, всякий раз, когда мы охвачены бурей, Он торопится к нам. И поэтому мы должны побеждать все наши страхи. Потому что с нами Христос.
Он победил смерть. Он победил бурю, поистине великую бурю. Еще много будет бурь на озере Тивериадском. И еще много бурь будет в нашей жизни. Давно ли мы пережили небывалое в истории? Кажется, церковный корабль еще крепок, но приближается новая буря. Однако великая буря утишена раз и навсегда. Поглощена смерть победою (1 Кор. 15, 54). Древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17).
Протоиерей Александр Шаргунов