ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ

Пятница

Ин, 57 зач., 17, 18—26

В то время возвел Иисус очи Свои на небо, и сказал: Отче, как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

В Своей первосвященнической молитве к Отцу Христос произносит непостижимые страшные слова о Своих учениках: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир». С проповедью того же учения, с дарами той же благодати. Только Он послан в мир как Сын Единородный от Отца, а они — как чада Божии по благодати, которую Он купил для них Своею кровью. Господь знает, сколь трудным будет их служение и каких сил потребует оно для достойного его исполнения. Но с теми, кого Христос посылает на проповедь, Он неотступно идет рядом. Как Отец освятил Его, посылая в мир (Ин. 10, 36), так ныне Он предает их Отцу для освящения.

«И за них Я посвящаю Себя, — говорит Господь, — чтобы и они были освящены истиною». Это значит, что в непорочности Своей Он приносит всего Себя Богу Отцу в Духе Святом. И Его заступничество за нас совершается даром этого приношения. Чтобы и служители Христовы были всецело посвящены Богу и знали по себе, как благодатно действует слово истины, которое они будут проповедовать другим. Подлинная святость есть всегда плод Крестной смерти Господа. И слово истины обретает силу освящения от Крестной смерти Его. Он предал Себя за Церковь Свою — да освятит ее. Никто не может исполнить великое служение посланничества Христова собственными силами, но благодать Божия дается тем, кто предает жизнь в руки Господни.

И мы видим, как постепенно первосвященническая молитва Господа простирается до пределов земли. Вначале Он молится о предстоящих Ему Крестных страданиях, затем о учениках, о том, чтобы сила Божия хранила их. И далее Его взор проникает в далекое будущее, обнимая все времена и все народы, всех верующих во имя Его. Будем помнить всегда, что в этот час Господь молится и о нас. Он знает, что мы не лучше первых избранных Его учеников, и в час испытания можем предать Его, если будем надеяться на свои собственные силы. Но Он никогда не оставит нас и будет вести через все испытания, пока мы не узнаем, что значит подлинное покаяние, и облечемся силою свыше.

Накануне Своих Крестных страданий Христос молится о единстве Церкви. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они будут в Нас едино». Вся история Церкви свидетельствует, что невозможно создать такое единство никакой внешней властью, никаким внешним объединением. Есть разделение Церквей, вследствие отступления некоторых исповеданий от полноты истины и есть разделение внутри одной Церкви, несмотря на хранение ею чистоты веры. Христос говорит о единстве личного общения между Богом и человеком и людей друг с другом в любви и истине. Оно не может быть достигнуто никакой человеческой силой, а только силой Духа любви и истины. И это значит, что те, для кого разрыв по-настоящему болит, могут преодолевать его только тогда, когда видят цель своей жизни в стяжании Духа Святого, по слову преподобного Серафима. Все, что подлинно едино с Христом Богом и Отцом Небесным, все, кто едины, соединятся в Боге друг с другом. Это единство необходимо для спасения всех людей. «Да уверует мир, — говорит Христос, — что Отец послал Меня». Бог хочет спасения всех, и познавшие эту тайну святые призывают нас ничего не пожалеть ради явления в мир силы Креста Христова. «Отдай кровь и приими Дух», «спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».

И далее Христос говорит, что Он дал Своим ученикам славу, которую дал Ему Отец. Господи, неужели так велика слава христианина? Но эта слава означает прежде всего Крест. «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем», — говорит Господь, вступая в Свои Крестные страдания. И нет большей чести и славы для христианина, чем пострадать за Христа. Быть христианином значит быть крестоносцем — то есть тем, кому дана Божия слава. Чем большую верность храним мы Христу, тем больше слава.

«Отче! которых Ты дал Мне, — молится Господь, — хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Все, что принадлежит Христу, принадлежит и нам. «Если страдаем с Ним, то с Ним и прославимся». Рождество Христово, Крещение Господне и Пасха в Церкви — это «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Теперь «мы видим, как бы сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13, 12), а там увидим Его лицом к лицу и будем подобны Ему. Пасхальная радость, которую дает нам здесь Христос, — только предвкушение будущей радости.

«И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Эти последние слова Господа в прощальной беседе с учениками — Его благословение Церкви на все времена. И в особенности на те, когда мир будет готов поклониться антихристу. Перед лицом предательства и предельного торжества зла Господь возвещает о победе и о славе, которая принадлежит всем.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X