Понедельник
Ин, 24 зач., 6, 56—69
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго.
Плоть Христа Бога — Его совершенное человечество. Это «тайна благочестия», приобщаясь которой, мы противостоим «тайне беззакония» — антихристу. «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин. 4, 2—3). Господь наш — кость от кости нашей и плоть от плоти нашей. Это значит, что нет такой нашей нужды, нет такого искушения, нет таких отношений, которым бы Он не приобщился в Своей человеческой плоти и крови. Мы должны всегда помнить об этом и творить нашу жизнь в Его воспоминание, чтобы и наша плоть стала прославленной от соприкосновения с Богом. И в центре этого воспоминания — таинство Тела и Крови Господних. Причащаться святых Христовых Таин — значит питать наше сердце и ум, и душу Его Божеством и Человечеством, соединяя нашу жизнь с Его жизнью. Христос не должен никогда быть внешним по отношению к нам, мы должны жить Им, и тогда наша жизнь станет истинной жизнью. Вот что Христос имеет в виду, когда говорит о нашем пребывании в Нем и Его — в нас.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: «Какие странные слова! кто может это слушать?» Господь говорит им: «Вам трудно поверить, что Я пища жизни, хлеб, сшедший с небес. Но придет день, когда вы увидите Меня вновь восходящим на небо». Он говорит о Своем Воскресении и Вознесении. Но путь к этому лежит через Крест. Господь говорит, что все определяется жизнеподательной силой Духа. Плоть не пользует нимало. Это значит, что жизнь сама по себе — ничто. Истинная ценность жизни зависит от того, куда она устремлена, какой дух наполняет ее. «Слова Мои, — говорит Господь, — суть дух и жизнь». Он один может сказать, что такое жизнь, и вдохнуть в нас дух и дать силы истинно жить.
Господь знает, что есть некоторые, кто не только отвергает Его дар, но враждебно настроен к Нему. Никто не может принять Христа, пока не будет привлечен к Нему Духом Божиим. Но до конца своих дней человек свободен противиться Духу. Не Бог удаляется от него, а он — от Бога. Среди именующих себя христианами есть немало неверующих. Неверие лицемеров обнажено перед взором Христовым. Сердцеведец Господь «от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его».
Было время, когда люди во множестве шли ко Христу. Многие видели Его чудеса и уверовали во имя Его. Толпы всюду следовали за Ним. Но постепенно все начинало меняться. Все более возрастала ненависть к Нему духовных вождей Израиля, все отчетливей проступал Его Крест. Бог посылает нам скорбные обстоятельства, чтобы открылись сердца многих по отношению ко Христу. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Так часто бывает. Когда одни отходят от Христа, многие следуют их примеру. И мы знаем, сколь массовым может быть отступничество. Несомненно, они испугались предстоящих испытаний. Хорошо быть со Христом, когда Он идет во славе, но при первых признаках, что этот путь означает Крест, они оставляют Его. Как часто люди приходят в Церковь, чтобы получить что-нибудь от Христа. Но когда выясняется, что им надо пожертвовать чем-то ради Христа, отдать свою жизнь Ему, они отходят. Никто не может дать так, как Христос дает. Но мы должны помнить, что быть христианином, следовать за Христом — всегда Крест.
И мы слышим слово Господа к двенадцати: «Не хотите ли и вы отойти от Меня?» И вот исповедание Петра, подобное тому, которое он произнес в Кесарии Филипповой: «Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго». Надвигающиеся испытания являют преданность его сердца своему Господу и решимость идти за Ним до конца. Куда и к кому нам еще идти? К этому миру, который обманет нас? К этим грехам, которые погубят нас? Оставить источник воды живой и идти к кладенцам хананейских мыслей? Ты один, Господи, имеешь глаголы жизни вечной.
Верность Петра основана на его личном отношении ко Христу. И он многого не понимал, и он, как все, порою в растерянности стоял перед путями Господними. Но во Христе было то, за что он готов был идти на смерть и в темницу. В конце концов, христианство — не просто принятие высшей мудрости и совершеннейшей нравственности. Это наш личный ответ Христу. Это наша ответная любовь к Богу Живому, потому что глубины нашего сердца не дают нам поступить по-другому.
Протоиерей Александр Шаргунов