Суббота 2-я Великого поста
Мк, 6 зач., 1, 35—44
А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
«А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Он молился наедине, давая нам образ сокровенной молитвы. Будучи Богом, Он принимал молитвы других, будучи человеком, Он Сам молился. Он находил время быть наедине со Своим Отцом.
Христианин должен хорошо знать, что он не может жить без Бога и потому не может жить без молитвы. Если мы хотим дать что-то подлинное другим, мы должны снова и снова обращаться к Источнику всех дарований. Молитва — зов души к Богу. Не молиться — значит отвергать участие Бога в нашей жизни. Кто хочет встретиться по-настоящему с человеком, должен прежде встретиться с Богом.
Он молился, «встав весьма рано». И Церковь учит так молиться: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Первое наше дыхание, час, когда дух наш наиболее бодр и свеж, мы должны посвящать Богу. Ученики думали, что они встали рано, но увидели, что их Учитель встал прежде их, и пошли за Ним в Его пустынное место. Они говорят Ему, как Он нужен всем: «Все ищут Тебя». Они гордятся, что проповедь их Учителя имеет такой успех, и хотят, чтобы Он снова пошел к народу, — особенно потому, что это происходит в их родном городе. У них было искушение — под предлогом успеха проповеди задержаться в Капернауме, забыв о неотложной потребности нести благовестие дальше. Но Господь молился, чтобы они были избавлены от соблазна внешней славы и обрели решимость пойти на необходимый разрыв с тем, что кажется надежным и легким. «Нет, — говорит Христос, — пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел».
«И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее». И в подтверждение истинности Своего учения изгонял бесов. Проповедь и исцеления всегда идут у Него вместе. Он не отделяет землю и небо. Некоторые хотят уйти в небо, чтобы забыть о нуждах земли. А другие — так погружаются в земное, что забывают о небе и сводят все доброе к земным достижениям. Но молитва Господня: «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе» — чтобы небо и земля были едины.
Далее следует повествование об исцелении прокаженного. Это событие произошло, по всей видимости, когда Господь шел из Капернаума в близлежащие селения. Ибо прокаженные, согласно Книге Левит, должны были находиться отдельно от людей, «вне стана» (Левит 13, 45—46). Ни на какую другую болезнь не смотрели с бόльшим ужасом, чем на проказу. Прокаженному было запрещено иметь общение с людьми. Прокаженный — это тот, кто уже мертв, хотя кажется еще живым. Он должен был переносить не только физические страдания, но страдания от сознания своей полной исключенности из человеческого общества и совершенной утраты надежды на спасение.
Прокаженный не имел права говорить с кем-либо, и вот, мы видим, что он дерзает обратиться ко Христу, весть о Котором каким-то образом уже дошла и до него. Он падает пред Ним на колени — можно сказать, в коленопреклоненной молитве — и говорит: «Если хочешь, можешь меня очистить». Господь произносит одно решительное слово: «Хочу, очистись». Он простер руку и коснулся его. Он коснулся человека, который был нечист. Для Господа он не был нечистым. Перед Ним была бессмертная человеческая душа, погибающая в отчаянной нужде. Очистив прокаженного, Господь посылает его показаться священнику. Пусть он принесет жертву, предписанную Законом. Ибо в священнодействиях Господних, совершаемых установленным Богом священством, действует Сам Бог. Святые отцы говорят, что в нашем покаянии мы должны уподобляться этому прокаженному. Начало нашего спасения — увидеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Не отдельные недостатки и даже, может быть, тяжкие падения, но всего себя увидеть в проказе, — как свидетельствуют о даре покаяния великопостные церковные молитвы: «весь, весь осквернен». Потому в течение всего Поста мы произносим эти слова как печать всех наших главных молитв: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения». И мы должны приходить ко Христу, как этот прокаженный, с великим смирением, с верой во всемогущую силу Божию, с преданием себя в Его святую волю. Господь хочет исцеления всех, кто от всего сердца обращается к Нему. Он являет, как действует Его сила во все времена в бесчисленном множестве людей, у которых есть вера. Одно прикосновение Его благодати может так очистить наши души, что вся проказа греха тотчас сходит с них, и не остается никакого следа. Это может произойти иногда и во время нашей личной молитвы, но даже в этом случае мы должны обязательно пойти в Церковь и покаяться священнику в Таинстве исповеди. И вместе с даром Божией милости принять Его заповеди. Господь знает, какие ждут нас впереди новые испытания, и потому, даруя исцеление, строго смотрит на нас. Снова и снова мы слышим в Евангелии это исполненное любви предупреждение Господне: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).
Протоиерей Александр Шаргунов