Четверг
Лк, 41 зач., 9, 7—11
Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Перед нами — озадаченность и гнев Ирода четвертовластника, услышавшего, что делает Христос и ученики Его. То, что Христос сообщает Свою силу посланным во имя Его, — было потрясающим и убедительным доказательством, что Он Мессия. Он не только может Сам совершать чудеса, но другим дает власть также совершать чудеса, и это более всего содействует распространению Его славы. Как прочтем мы в Книге Деяний апостолов: «Их узнавали, что они были с Иисусом» (Деян. 4, 13). Когда весь народ видит, что такие люди исцеляют больных и одержимых бесами, это что-то значит! Это — угроза Ироду, его власти.
Разные толки порождали дела Христовы и учеников Его в народе: «одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес». Ирод — в растерянности. Он готов согласиться с теми, кто говорил, что Иоанн вернулся к жизни. «Что мне делать? — спрашивает он себя. — Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое?» «Может быть, Он пришел продолжить дело Иоанна, или хочет отомстить за Иоаннову смерть?» Все, кто противится Богу, будут видеть себя во все более и более затруднительном положении. «И искал увидеть Его». Почему же он тотчас же не отправился ко Христу, чтобы увидеть Его? Он желал Его увидеть, но нигде в Евангелии мы не найдем упоминания, что Ирод когда-либо встретил Христа. Он увидит Христа только когда Господа приведут на его двор на беззаконное судилище.
«Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали». Для распространения благой вести Господь Сам ходил по всей земле иудейской, но Он мог быть одновременно только в одном месте, и потому посылает Своих двенадцать учеников с проповедью Царства Божия. Для утверждения истинности их слова Он дал им власть совершать чудеса. И теперь, возвратившись, они дают отчет о своем служении. «И Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою». Как никогда Господу надо было побыть с ними наедине. «Но народ, узнав, пошел за Ним». И Господь принимает народ, являя Свое Божественное сострадание к людям.
Большинство из нас возмутились бы подобным вторжением в наше с таким трудом обретенное уединение. Встретиться после долгой разлуки для сокровенной беседы с самыми близкими друзьями и внезапно увидеть толпы народа, шумно врывающегося со своими требованиями! Порой мы бываем слишком заняты, чтобы кто-то нас беспокоил, но для Господа нужды других людей — всегда превыше всего. Этому Он хочет научить Своих учеников. Где ревность по благочестию, там извинительна некоторая грубость. Так друзья расслабленного, не имея возможности войти в дом, где находился Христос, поскольку давка в дверях была особенно сильной, разбирают крышу. И Господь являет нам пример снисхождения и сострадания к таким людям.
«И Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Мы не знаем, что говорил им Господь. Мы знаем только — о чем Он говорил. Он говорил им о Царствии Божием. Но что Он говорил относительно Царства Божия? Здесь, по крайней мере, это не сказано. Но то, что происходит одновременно с Его проповедью, показывает нам, как Он говорил. «Требовавших исцеления Он исцелял». Может быть, Он говорил им, что Царство Божие — это исцеление от всех болезней. И от самой ужасной, которой болен весь род человеческий, — от смерти.
Господь исцелил требовавших исцеления. Эти слова открывают многое. Все нуждаются в исцелении, которое приносит Христос. Но слишком многие замкнуты в своем маленьком человеческом мирке, и не задумываются, что они грешны и смертны. Они ничем не болеют, они «хорошо себя чувствуют». Но Христос пришел не к здоровым, не к праведникам, но к больным и грешным (Лк. 5, 31). И дар спасения предлагается тем, кто нуждается в нем. Сознаем ли мы, насколько этот дар нам необходим? «Если бы ты знала дар Божий! — говорит каждой душе человеческой Господь. — Твою жажду не может утолить никакая вода из всех земных колодцев».
Протоиерей Александр Шаргунов