Четверг
Мк, 5 зач., 1, 29—35
Тогда пришел Иисус в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
Господь входит в дом Петра. Он с любовью отвечает на гостеприимство, предложенное Ему бедным рыбаком. Теща Петра лежала в горячке, и, зная уже, что Он может все, тотчас говорят Ему о ней. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». Куда бы Христос ни приходил, Он приходит, чтобы совершить добро и щедро отплатить за добрый прием, оказанный Ему. Рука Божия касается руки человеческой, и человек восстает, чтобы служить Богу и ближним. Та же самая рука, которая исцелила тещу Петра, укрепила ее для этого служения. Исцеление Христово дает благодать для служения.
И мы видим исцеления, которые Христос совершает в этом городе. Это было в вечер субботы при заходе солнца, когда многие, может быть, не решались идти к Нему, пока не кончится суббота. Но какое множество больных и бесноватых было исцелено Им! «Весь город собрался к дверям». Если весь город идет к Нему, значит в Нем видят Того, Кто небезразличен к человеческому горю. Господь не боится больных, бесноватых. Он не обходит их стороной, не бежит от них. Если бы они не пришли к Нему, если бы их не привели к Нему, Он Сам пошел бы к ним. Так поступая, исцеляя прикосновением, словом, взглядом множество болящих, Он хочет дать знамение насаждения в мире Царства Отца Небесного. Но Он исполнен также человеческого сострадания. Господь — Человек милующего сердца. Для Него невозможно было пройти мимо всех этих несчастий, всех этих страданий, этого плача, свидетелем которых Он был каждый день. Оттого что Он мог исцелять, Он исцелял. Оттого что Он мог утешить, Он утешал. Оттого что Он мог дать надежду отчаявшимся, Он делал это.
Евангелие сегодняшнего дня — испытание нашей совести, ибо мы живем в мире небывалых страданий. Всюду вокруг нас страдающие люди. Иногда эти страдания переходят все границы. Об этом нам говорят и повторяют каждый день не только средства массовой информации. Иногда эти страдания сокрыты от внешних глаз. Мы это знаем. Но что мы делаем? Вот вопрос, который ставит нам это Евангелие. Касается ли нас человеческое горе или мы закрываем на него глаза? Не являемся ли мы теми, кто быстро, слишком быстро говорит, что для нас невозможно взять на себя страдания всего мира? Это правда. Но от нас и не требуется взять на себя страдания всего мира. От нас требуется, чтобы не захватило нас равнодушие, чтобы не погрузились мы в апатию и инертность, чтобы не умывали мы слишком быстро рук. Верно, что мы не можем сделать все. Но так же верно, что мы можем сделать что-то, хотя бы самое малое. И это что-то, которое мы можем сделать, чтобы облегчить страдания мира, делают некоторые, не знающие Христа, во имя их принадлежности к роду человеческому. А мы, христиане, должны делать это во имя нашей веры во Христа. Называться Его учениками и не учиться у Него тому, что мы должны делать среди моря страданий, — не есть ли это то лицемерие, против которого более всего сражался Христос, и которое возвело Его на Крест?
Один исцеленный в синагоге побудил всех идти ко Христу. Когда мы видим тех, кто получил милость от Господа, это должно подвигать нас идти к Нему. В доме Петра Христос окружен народом, так же как в синагоге. Где бы Он ни был, с Ним должны быть Его служители, Его грешники, Его болящие. И какой силой обладает Врач! Он исцелил больных не одной какой-то особенной болезнью, а различными болезнями. И чудо, которое Он совершил накануне в синагоге, Он повторил в этот вечер в доме Петра: «Он изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос». «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Христос молится, и молится наедине, чтобы дать нам образ сокровенной молитвы. Хотя Ему молились как Богу, Он молится Сам как человек. Он находит время, чтобы быть наедине со Своим Отцом. Он молится утром — после субботнего дня. Мы должны восходить к Престолу благодати каждый день, а не только в праздники. Это утро было утром первого дня недели, которое Он впоследствии освятит и сделает святейшим днем, восстав весьма рано — иным образом. Это было весьма рано, когда было еще темно. Когда другие спали, Он в это время молился. Когда дух наш исполнен свежести и бодрости, мы должны посвящать себя Богу. Блажен, кто от юности возлюбил Христа, а не принес Ему догорающую свечу своей жизни. Господь молится в уединенном месте. Сокровенная молитва должна совершаться сокровенно. Те, кто все время трудится на людях, даже если это самое святое служение, должны быть иногда наедине с Богом. Только имея связь с Богом, можем мы обретать подлинную силу. Кто не молится наедине, тот не научится молиться в Церкви.
Протоиерей Александр Шаргунов