Успение Божией Матери
Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28
Тогда пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Праздник Успения Божией Матери — праздник смерти первой из рода человеческого, Которая приобщилась в полноте к победе над смертью Ее Божественного Сына. Очень важно нам увидеть в нем то, что относится лично к каждому из нас — от чего зависит наша судьба здесь, на земле, а тем более в вечности. И тайну смерти увидеть в свете Успения Божией Матери, в свете Богородичной Пасхи.
Эту тайну раскрывает нам сегодняшнее Евангелие о Марфе и Марии. Это Евангелие — о любви к Богу. Оно напоминает нам, что недостаточно любить нашего ближнего. Надо любить также Бога. Надо посвящать свои мысли и труды также и Ему. И это надо делать в первую очередь. В этом смысл слов, с которыми Христос обращается к Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Мы знаем, что христианство являет небывалую любовь к человеку. К каждому, без исключения, человеку, который на языке Писания называется нашим ближним. Как никогда, должны мы сегодня услышать апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего не любит, тот лжец». Без любви к ближнему не существует веры. Невозможно любить Бога, не любя ближнего. Но мы призваны также любить Бога. И эта любовь должна быть конкретно выражена. Любить Бога, посвящая себя Ему, отдавая Ему свое внимание и время. Марфа думала, что ее сестра Мария не занята делом, что она теряет время, сидя у ног Христа и слушая Его. «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Марфа была уверена, что Христос поймет ее. И скажет Марии, чтобы та помогла ей. Но нет, Господь отвечает Марфе, что Мария права, пребывая около Него и впитывая в себя каждое Его слово. Более того, Он говорит, что как раз это и нужно, что это «благая часть», лучшая часть.
Мы не должны противопоставлять Марфу и Марию. Мы должны видеть в них два образа служения Богу, дополняющих друг друга. Пусть будет это напоминанием нам о необходимости любить Бога и любить нашего ближнего. Требуется не только служение ближнему, но слушание Бога. Мы часто склонны противопоставлять одно другому. Многие, и, кажется, не без основания, особенно в наше многоскорбное время, отдают предпочтение деятельной любви по отношению к ближнему. Но сегодняшнее Евангелие говорит, чтобы мы были осторожны в категоричности таких суждений. Господь подчеркивает, что необходимо уделять больше внимания Богу. Мы должны слушать Его, и надо, чтобы Бог был у нас на первом месте. Марфа не делала ничего плохого. Напротив, она делала нечто очень хорошее и нужное. Она накрывала стол, она готовила трапезу. Но она делала это, не занимаясь своим Гостем. Он так хлопотала, что забыла о том, Кто пришел к ней. Нечто подобное нередко происходит и с нами. Мы думаем, что самое важное — это что-то делать, а не сидеть на месте. Вне сомнения, это важно. Но есть то, что важнее. Самое важное — находить время для живых конкретных людей. Уметь слушать их, любить их за их самих, пребывая рядом с ними. Если мы будем уделять больше времени этим людям, стараясь узнать внутреннее богатство тех, с кем мы рядом живем и кого мы встречаем на своем пути каждый день, наша жизнь, несомненно, станет иной. Наше видение всех сегодняшних событий изменится. Все в нашей жизни изменится. Невозможно обрести подлинное понимание, видя только материальную сторону жизни человека.
Евангелие сегодняшнего дня напоминает нам, что необходимо не только делать что-то для людей, но быть внимательными к ним. И оно напоминает, что необходимо быть внимательными к Богу. Бог заслуживает того, чтобы мы посвящали себя Ему, чтобы мы слушали Его. Он достоин того, чтобы мы любили Его — ради Него Самого. Пусть никто никогда не скажет: «Как можно с головой погружаться в чтение Писаний, когда перед нами такие неотложные земные задачи!» И пусть никто никогда не подумает, что Господь упрекает Марфу за заботу, которой она окружает Его. За самый скромный труд Господь воздаст в день Суда: «Был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25, 35). Насколько большее воздаяние будет тем, кто лично послужил Ему! Если и есть какой-то упрек у Господа Марфе, то это по поводу ее тревоги, ее непонимания части Марии, которая вся превратилась в слух и слагает каждое Его слово в сердце своем. Слушать Христа — столь же неотложно, если не более неотложно, сегодня и всегда. Это лучшая часть.
Но благая часть не отнимается и у Марфы. Именно этого пока не понимает она. Ибо как Мария не должна оставлять свой блаженный покой, чтобы заняться многими хлопотами, так Марфа не должна оставлять своего служения, чтобы сесть рядом с сестрой. Но как бы она ни была погружена в свои дела, она тоже призвана, как и ее сестра, слушать неустанно Христа — даже в самой гуще своих забот. И мы знаем, что Христос, Которого она принимает, всегда присутствует в самом малом из тех, кто принадлежит Ему. Никто не должен выбирать между Марфой и Марией. Не мы выбираем — нас выбирает Господь. Но кем бы мы ни были, больше Марфой или больше Марией, мы должны всегда предпочитать лучшую часть — находить всю сладость жизни и всю радость в слушании Христа и вечного пребывания с Ним.
Любовь к Богу и ближнему абсолютно тождественна царству новой жизни. И Божия Матерь, как никто другой в роде человеческом, знала эту любовь. У Креста Христова, когда оружие скорби проходило Ее пречистую душу, Она явила такую любовь к Своему Божественному Сыну и ко всему роду человеческому, к тем людям, которые были повинны в Его смерти. Праздник Успения открывается нам только тогда, когда мы готовы принять скорбь ради любви ко Христу и ради любви к нашим братьям и сестрам — знающим тайну победы над смертью, или по-прежнему пребывающим еще во тьме неведения.
И наша причастность празднику неразрывно связана с противостоянием всем нашим грехам, каждый из которых — грех нелюбви, себялюбия. В этом смысл нашего поста, всей нашей жизни. Умирание для себя должно преобразоваться в воскресение для новой жизни. Потому не случайно почти весь Успенский пост охватывает праздник Преображения. Чем дальше мы идем по этому пути, чем глубже становится наше вхождение в эту тайну — тем больше открывается нам смысл праздника Успения Божией Матери. Если мы приближаемся к плащанице Божией Матери с твердым намерением идти этим путем, Господь совершит все остальное. Только по мере нашего умирания во Христе — и со Христом мы оживаем с Ним. Если бы Христос не отвергся Себя до смерти Крестной, мы не были бы способны избрать этот путь. Если бы Божия Матерь Своею любовью ко Господу и ко всем людям не вошла в тайну победы Христовой над смертью, у нас не было бы такой Заступницы, и мы не могли бы без Ее всесильной помощи следовать за Господом. И если бы не дал нам Господь однажды вкусить вечной жизни в Своем Воскресении и в Богородичной Пасхе, мы не имели бы сил идти Его путем.
Протоиерей Александр Шаргунов