Понедельник
Ин, 13 зач., 4, 46—54
Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Господь идет в Кану Галилейскую, где Он обратил воду в вино. Евангелие упоминает об этом чуде, чтобы научить нас хранить в памяти то, что мы видели раньше, совершенное Христом. И вот, исцеление сына царедворца.
Кто был проситель и кто был больной? Проситель — царедворец, больной — его сын. Достоинство человека, его положение и почетные титулы не являются защитой от болезни и смерти. От Капернаума до Каны было большое расстояние, но горе заставило отца пройти такой путь. Он сам приходит ко Христу и просит о помощи. Мы видим, как он любит сына — он не жалеет никаких трудов, чтобы спасти его.
И мы видим, как он почитает Христа. Облеченный большой властью, он сам приходит к Нему и умоляет Его. Самые великие люди, приходя ко Христу, осознают себя нищими. Его вера искренна, он верит, что Христос может исцелить его сына. Но она недостаточно крепка. Он думает, что Христос не может исцелить его на расстоянии. Мы должны, не унывая, молиться, но мы не должны предписывать: «Господи, исцели меня словом или прикосновением», но: «Да будет воля Твоя». Господь кротко укоряет его: «Вы не уверуете, пока не увидите чудо». Христос показывает ему его грех и немощь веры и уготовляет его к принятию милости Божией.
Христос часто смиряет Своей строгостью тех, кого желает облагодатствовать Своей милостью. Недостаточно нам чьих-то рассказов о чудесах, надо, чтобы мы увидели все собственными глазами. Духовная сила слова Божия, увы, порой не влечет нас к себе, но только видимые нами чудеса.
Что отвечает отец? «Господи, приди ко мне, пока не умер сын мой». Он терпеливо принимает упрек, он не оскорблен, но он упорствует в молитве, продолжает бороться. Он так захвачен заботой о сыне, что не может думать больше ни о чем. Он по-прежнему обнаруживает слабость своей веры в силу Христа. Ему надо пригласить Христа пойти с собой. Он верит, что только Христос может исцелить больного сына, но не верит, что Христос может воскресить мертвого сына. «Приди, пока не умер сын мой». Как если бы могло стать слишком поздно. Знает ли он об Илии и Елисее, воскрешавших умерших, знает ли, что сила Христова не идет в сравнение с их силой? «Приди, пока не умер сын мой». Как если бы была опасность, что Христос теряет время.
«Иди, сын твой здоров», — говорит Христос. Христос исцеляет его сына, не приходя к нему. Таким образом, исцеление совершается скорее, и его вера утверждается. Все делается лучше, когда исполняется так, как хочет Христос. Когда Христос не дает нам то, что мы просим, Он дает нам гораздо большее.
Господь увидел, как болит сердце царедворца о его сыне, и даровал ему уверение об исцелении его. Ибо Он знает, как отец жалеет своих детей. Мы видим веру этого человека в слово Христа. Христос сказал: «Иди», и в доказательство искренности своей веры он пошел.
И дальше мы видим чудо утверждения его веры. При возвращении слуги встречают его теми же словами: «Сын твой здоров». Благая весть встречает тех, кто надеется на слово Господне. Он спросил, в котором часу сыну стало лучше. Он хочет утверждения своей веры. Если мы, исполненные любви, будем сравнивать дела Христа с Его словами — это будет утверждением нашей веры. «В седьмом часу». И он понял, что это был тот самый час, когда Христос сказал ему: «Сын твой здоров». Они уточняют время до часа. И это было то самое время, когда Христос сказал ему. Одновременность и совпадение событий часто помогают нам лучше увидеть красоту и гармонию Промысла Божия. В человеческих делах расстояние — преграда, откладывание и замедление исполнения. Но не в делах Христовых.
И, наконец, счастливый итог. Исцеление больного принесло спасение семье. Сам царедворец уверовал. И до этого он веровал в слово Христово. Но теперь он уверовал во Христа. У Христа много путей достигнуть человеческого сердца. И дарованием милосердия Он открывает путь лучшему. Весь его дом уверовал. Они все участвуют в болезни юноши, который представляет цвет и надежду семьи. Это был царедворец, и, вероятно, у него был большой дом. И когда он приходит учиться у Христа, он всех приводит с собой. Какое благословенное время настало для этого дома, благодаря болезни его сына! И пусть это примирит нас со скорбями. Мы не знаем, какое добро может последовать за ними. И Евангелие заключает: это уже второе чудо, которое совершил Христос. В Иудее Он совершил много чудес, но изгнанный оттуда, совершает чудеса в Галилее. Есть на земле еще места, где Христос всегда будет встречен с любовью. При желании люди могут закрыться от солнца, но они не могут закрыть его от мира. Это второе чудо — с напоминанием о первом. Новые милости воскрешают в памяти прежние. Как прежние милости дают надежду на новые в будущем.
Протоиерей Александр Шаргунов