Седмица 14-я по Пятидесятнице. Среда
Мк, 18 зач., 4, 35—41
Сказал Господь Своим ученикам: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Господь устал. Он проповедовал весь день. И теперь впору спросить: многие ли из этих людей ищут Его поучения? Или для большинства Он — только возможность исцеления от их телесных недугов? Господь входит в лодку и удаляется от изнуряющей Его толпы. Он садится на корме, на возглавии, доверив одному из апостолов править лодкой, и засыпает. Вначале апостолы радуются: «Наконец-то Он может отдохнуть!» Они осторожно плывут, разговаривая вполголоса, чтобы не разбудить Его. Но внезапно поднимается страшная буря, как это нередко бывает на больших озерах. Огромные волны бьют в лодку, и она уже начинает наполняться водою. апостолы бледнеют от страха, а их Учитель спит безмятежным сном. «Невероятно! Он не слышит грохота волн. Или Он нарочно так делает, испытывая нас?» Они будят Его, с этими потрясающими словами: «Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Мы слышим крики людей, которым грозит смерть. Господь, пробудившись, запрещает морю, как запретил Он в Капернауме человеку, мучимому бесами. Он повелевает бездне: «Умолкни, перестань». И тотчас ветер чудесно утих, и сделалась великая тишина. Но Учитель строго выговаривает Своим спутникам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» Повествование заканчивается священным ужасом учеников перед всемогущей силой Господа: «Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?»
Можно сказать, что это событие предстает перед нами не просто как рассказ о чуде. В нем символически раскрывается судьба Господа. Совсем не случайно Он повел Своих учеников через бурю! Вся Его жизнь — непрестанная война против сил зла. И Он идет навстречу самому жестокому противостоянию — сражению с собственной смертью. Он спит, и Его сон в самом сердце бури исполнен великого значения. В Священном Писании сон — символ смерти. Здесь Страсти Христовы совершаются как бы заранее. Господь спит в смерти — в глубине адской бездны, из которой вырываются бушующие волны. Можно понять, отчего ученики, при виде своего Господа спящим, — в полном смятении. У Креста, как и здесь, им явно недостает веры.
Однако мы видим поразительный контраст: вслед за сном Господа наступает Его пробуждение. Восставший от сна, воскресший Христос являет Свою победу над силами зла и смерти. И это Его державное владычество вызывает у учеников главный вопрос: «Кто этот Человек, облеченный сверхчеловеческой силой?» Ибо в Священном Писании только Бог имеет власть укрощать воды смерти. Как говорит псалом: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» (Пс. 106, 29). Из этого события нам открывается драгоценное учение о Личности Иисуса Христа. В Нем Бог действует в полноте силы. Ученики призываются переосмыслить свою веру.
Евангелие от Марка было написано в Риме около 62 года для христиан из язычников. В описании утишения бури — двойной замысел. Прежде всего, показать в Человеке Иисусе Того, Кто имеет абсолютную власть над злом и над смертью. И одновременно оно отвечает на нужды ранне-христианской Церкви. Христиане Рима находятся в буре гонений. Как ученики в лодке, они охвачены страхом. Им тоже кажется, что Христос спит. Его очевидное отсутствие в страшных событиях, которые они переживают, снова вызывает у них сомнения. Что делает Господь, чтобы избавить их от неизбежной смерти? Наконец, не забудем, что буря пришла, когда Господь решил отправить их на проповедь, на другую сторону, к язычникам. А теперь первые христиане стоят перед такой же — превосходящей их силы — задачей просвещения своих современников.
Какой христианин, даже самый твердый в своей вере, какой священник, какой епископ не говорил однажды эти слова учеников, попавших в бурю: «Господи, Ты видишь, какое зло совершается в мире, неужели Тебе нужды нет?» Сколько миллионов христиан повторяли это среди недавних гонений за колючей проволокой концлагерей, сколько сегодня повторяют при виде небывалого сатанинского попрания человека?
Во все века великие подвижники веры и самые простые верующие проходили через эти испытания. Преподобный Антоний Великий, увидев воскресшего Христа, воскликнул: «Господи, где Ты был, когда я из последних сил сражался с диаволом и был им побеждаем?» И услышал в ответ: «Я был рядом с тобой и в твоем сердце».
Господи, я воюю с грехом, который порою кажется сильнее Твоей благодати, я отчаянно сражаюсь, пытаясь спасти свою дочь, погибающую от наркотиков. Я часами взывают к Тебе: «Помоги же!» И Ты не слышишь меня? Ты спишь? И Тебе нужды нет? Может ли Бог спать? Может ли Он быть бесчувственным к безмерности человеческих страданий? На все наши вопрошания Господь отвечает спокойно и ясно: «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» Разве Я не прошел через бурю Голгофы, прежде чем даровать вам радость воскресения? Разве Я говорил вам что жизнь — это тихая спокойная река? Или не помните, что узок путь, ведущий в жизнь, и истинная любовь идет даже до смерти? Разве Я обещал вам, что вы избежите гонений и достигнете вечности, минуя крест? Я рядом незримо — и потому вам кажется, что Я сплю. Я с вами до скончания века — во всех ваших бедах. Я не избавлю вас от них, но Я дам вам силу переносить их. «Где умножается зло, там избыточествует благодать». В самые страшные моменты вы узнаете, какая безмерная радость уготована для вас Духом Святым. Я — Начальник жизни и Я победил смерть. Терпением вашим стяжите души ваши. Плавание жизни коротко. И земная жизнь — это не жизнь, для которой вы созданы. Все, что есть у Меня, вам принадлежит. Жизнь — это Пасха Господня и ваша Пасха.
Протоиерей Александр Шаргунов