Седмица 9-я по Пятидесятнице. Суббота
Мф, 64 зач., 15, 32—39
Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.
Господь сказал: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть». Мы должны увидеть здесь не только великое сострадание Господа к людям, которому Он хочет научить Своих апостолов, но и ревность этих простых людей к познанию истины и крепость их любви ко Христу и Его слову. Столь долгий и трудный путь совершили они, когда шли за Христом, не имея самой необходимой пищи.
Господь чудесно насыщает четыре тысячи человек семью хлебами и несколькими рыбками, подобно тому, как ранее Он насытил пять тысяч человека пятью хлебами и двумя рыбами. Народу теперь было не столь много, как тогда, а еды — чуть больше. Господь совершает Свои чудеса, как того требуют обстоятельства. Но как тогда, так и сейчас Он всех накормил, и употребил все, что было у учеников, чтобы напитать народ.
Мы часто видим Христа в гостях у других, и вот, теперь Он Сам угощает многих. Христос повелевает Своим ученикам накормить толпу, а они говорят, что у них всего семь хлебов и немного рыбок. Но когда они приносят Ему все, что у них есть, Он совершает чудо. Господь не требует от нас богатства и блеска (ума, талантов), которых у нас нет. «Немного из вас знатных, немного благородных», по слову апостола. Но Господь говорит нам: «Придите ко Мне такими, какие вы есть, принесите все, что вы имеете, и как бы это ни было малым, вы увидите удивительное». Мы приносим к Нему все, что мы имеем, и Он благословляет это. Мы знаем, что немногое с Богом лучше, чем многое без Него. Господь благословляет хлеб и рыбу как Божий дар, и совершается великое. Они возлежали на траве, с великолепием которой, по слову Самого Христа, не сравнится никакое убранство пиров Соломона. И на них был отблеск праздника всех народов, о котором пророчествует Исаия.
И еще сегодня нам хотелось бы остановиться на одной подробности этого чуда, которая может показаться после всего, что произошло, несколько прозаической. Когда все насытились, Христос сказал ученикам: «Соберите все, что осталось». Мы должны всегда заботиться о том, чтобы не было пустой траты того, что Бог нам дает. И научение этому предлагается нам с самого простого и насущного. Праведно будет со стороны Божией дать нам узнать недостаток того, что мы впустую истратили. Когда мы насытились, мы должны помнить, что было, например, во время войны и что и сегодня немало людей, которым недостает пищи. И нам может недоставать. Всегда неприятно видеть, как выбрасывается в помойку еда, где бы и в каких масштабах это ни происходило.
В русском православном народе испокон веков не забывали, что существует закон: кто хочет иметь средства для благотворительности, не должен быть расточительным. Известно, что святой Царь-мученик Николай Александрович отличался необыкновенно щедрой благотворительностью и при этом приучал своих детей к скромности и бережливости. Царские дети — младшие донашивали за старшими одежду, которую приходилось много раз штопать и подшивать.
И еще здесь важная мысль. Христос не велел собирать оставшуюся пищу, пока все не насытились. И мы не должны собирать про запас, пока все не истрачено как полагается. Вера — это доверие Богу. Сколько гниет и пропадает добра вследствие этого недоверия! Скупость и расточительность — это явления одного порядка. Грех собирательства, накопительства «на черный день» уготовляет день, который может стать поистине черным для нас. Каждый из нас, наверное, знает массу ужасных примеров, и не только из литературы, когда человек, лежа на смертном одре среди накопленного за жизнь добра, говорил: «Я накопил, это мне принадлежит. Лучше пусть все будет уничтожено, чем кому-то достанется». Есть рассказ про одного купца, как он, уже умирая, стал заглатывать ассигнации. Только неверие тому, что Христос говорит, может привести к такому безумию и беснованию.
Есть множество иных примеров. Можно вспомнить, как наши православные монастыри раздавали хлеб народу во время голода, а Господь чудесно восполнял оскудение в монастырской пище. Мы все призваны в течение жизни нудить себя в научении этой Христовой тайне умножения хлебов. Как призналась простодушно одна наша прихожанка: «Есть закономерность. Когда подаришь то, что тебе жалковато, тебе то же приходит».
После насыщения народа ученики наполнили семь полных корзин. И это было очевидностью не только реальности чуда, того, что они не просто насытились, но что им дано было сверх и с избытком. Чтобы мы видели, как велика щедрость Господня. В дому Божием избыточествуют хлебом. В нем никто не умирает от голода, и еще есть, чем поделиться.
Остатки заполнили семь корзин — в знамение неиссякающей полноты даров Господних. Так они были вознаграждены за свою готовность отдать то, что у них есть, на служение Господу и народу. Отныне для них это будет всегдашней памятью и продолжением чуда, которое их руками будет совершать до скончания века Господь.
И все, кто участвовал в трапезе Господней, могли увидеть, что чудо произошло, когда они, забывая об отдыхе и еде, следовали за Христом, чтобы слушать слово Его. Те, кто следует за Христом, отвергаясь заботы о себе, будут взяты Им под Его особую заботу. Он не допустит, чтобы боящиеся Бога и верно служащие Ему имели в чем-нибудь недостаток.
Как чудесно, наверное, было вкушать эту простую пищу — несравненно лучшую всякой, какая есть на земле. Самое главное заключается именно в этом — в том, что не только о теле заботится Господь. Те, кого Христос питает, насыщаются умом и сердцем, и душой. В Нем достаточно для всех и достаточно для каждого всего. Благословение Христово открывает малому великий путь. Те, кого Христос насыщает хлебом жизни, не взалчут вовеки. «И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские». Господь отпустил народ и отправился в другие места, где Его присутствие более необходимо. Он отпустил народ. Хотя Он дважды чудесно напитал их, они не должны ждать, что хлеб насущный будет подаваться им на каждый день таким же образом. Они должны возвратиться домой к своим трудам и к своим обыденным трапезам. Но память об этом чуде в пустыне отныне будет определять всю их жизнь.
Протоиерей Александр Шаргунов