Седмица 7-я по Пятидесятнице. Пятница
Мф, 63 зач., 15, 29—31
Тогда пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
Перед этим Христос был в земле Тира и Сидона. Но о пребывании Его там ничего не сказано в Евангелии, кроме описания изгнания беса из дочери хананеянки. Как если бы Христос совершил долгий путь только ради нее одной. Пусть служители Христовы не жалеют никаких трудов, даже если их паства весьма малочисленна. Тот, Кто знает, что душа одного человека дороже всего мира, готов сколько угодно идти, чтобы спасти одну душу от смерти и власти диавола.
А теперь Господь окружен множеством народа. Дав упасть крупицам от небесной трапезы, Он возвращается к Галилейскому морю, чтобы устроить настоящий пир для детей Своих. Мы говорим о Нагорной проповеди Спасителя, а теперь можно было бы говорить о Нагорном исцелении. Слово подкрепляется делом во всем служении Господа. Евангелие повествует «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1, 1). Дело показывает слово, а слово есть толкование дела. Дело утверждает подлинность слова, и слово раскрывает значение дела. Но дела милосердия не нуждаются во многих словах.
Сравнение с Нагорной проповедью выражено словами: «взойдя на гору, Он сел там». Это символ великого Божественного служения. Господь восседает на горе с тем, чтобы все могли видеть Его и иметь свободный доступ к Нему. Ибо Он — Спаситель мира, открытый для всех. Он восседает там, как бы в ожидании сошествия силы свыше, которая будет дана всем приходящим к Нему.
С чем приходят ко Господу эти люди? Большинство из нас скорее чувствительны к телесным недугам, и лишь немногие по-настоящему заботятся о своей душе и своих духовных болезнях. Но столь благ Господь наш, что приемлет всех — нищих и богатых, праведников и грешных. Душа каждого человека равно драгоценна для Него. И такая сила у Господа нашего, что Он исцеляет все болезни, какие только есть. Люди идут к Нему и несут с собою своих больных родственников и друзей, и полагают их к ногам Иисуса. Мы не слышим, что они говорят Ему. Они просто полагают их к Его ногам, зная, что Он сжалится над ними. Их страдания и беды говорят красноречивее любых слов. Какое бы горе ни посетило нас, единственный способ облегчить его и избавиться от него — положить его к ногам Христа и предать до конца Ему.
Нет другого решения наших проблем, кроме как положить их у ног Христовых. Эти пречистые ноги Его, которыми Он ступал по водам как Господь творения, скоро будут пробиты гвоздями, чтобы направить ноги наши на путь мирен.
Среди принесенных ко Христу были хромые, слепые, немые, увечные и иные многие. Мы видим, какую страшную работу совершает грех. Как уродует он тело человека. Но разве о телесных только болезнях сказано в Евангелии? И мы видим, какую чудесную работу совершает Христос. Он сокрушает этот бесчисленный сонм врагов человечества. Всех исцелил у Галилейского моря Господь! Пусть это явление его силы и милосердия будет утешением нам во всех наших немощах и несчастиях.
И «народ дивился и прославлял Бога Израилева». Чудеса Божии, когда мы сподобляемся их, не могут не вызывать у нас удивления. И радость о милостях Господних рождает в нас хвалу и благодарение. Когда Он исцеляет наши болезни, мы благословляем святое имя Его. Но когда Он милостиво хранит нас от слепоты, хромоты и немоты, у нас должно быть не меньше причин благословлять Его, чем у исцеленных от этих болезней. Мы видим, как свидетели чуда прославляют Бога. Мы должны приносить Богу хвалу и благодарение за милости Его, явленные другим, как если бы эти милости были явлены лично нам.
Протоиерей Александр Шаргунов