Слово в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора
Сегодня Церковь совершает память святых отцов VII Вселенского Собора, которые утвердили иконопочитание. Это было в 787 году после продолжительной борьбы с ересью иконоборцев. Догмат иконопочитания, говорят святые отцы, является печатью всех догматов нашей Церкви. Он утверждает прежде всего тайну Боговоплощения. Оттого что Бог стал человеком, Неописанный дает Себя описать, Свет неприступный, в котором пребывает Бог, становится видимым. Именно так говорит святой апостол Иоанн Богослов о тайне Богочеловека, Которого «мы видели и слышали, Которого осязали руки наши». Икона — это дар Божий. Представьте себе храм без иконы. Без присутствия в нем Господа, Божией Матери и святых. Евангелие в красках изображается на стенах храмов. Икона — богомыслие в красках, как говорят святые отцы, доступное самому простому уму и сердцу.
Подлинные иконы — особое духовное и художественное явление. Их можно сравнить с детскими рисунками. Детские рисунки отличаются тем, что в них есть такое качество, которого не может достигнуть самый величайший художник. В них нет плотяности, тяжести, той земной неодолимой притяженности, которая естественно присутствует в произведениях всякого взрослого человека. И пока взрослый человек подвигом святости не достигнет такой чистоты и простоты, которая есть у детей — как говорит Сам Христос («если не будете как дети, то не войдете в царство Божие»), — он не сможет избавиться от своего естественного недостатка, который с неизбежностью будет присутствовать в самом блестящем его шедевре.
Мы знаем имена многих знаменитых святых мастеров-иконописцев, начиная от апостола и евангелиста Луки, преподобного Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия, преподобного Алипия Печерского. Но большинство из них безымянны. И вы не найдете нигде икону, которая была бы подписана именем того, кто создал это чудо. Икона принадлежит Церкви. Она ― высшая духовность, когда сам человек с его постоянной претензией на что-то, на свою личную славу, полностью исчезает. Преподобный Силуан Афонский говорит, что святые отличаются от всех прочих людей тем, что они не говорят ничего от себя. Бог говорит через них. И то же самое мы видим в богословии в красках. Часто великие мастера работали в содружестве со множеством других художников-иконописцев, очень талантливых, которым даже и в голову не приходило, что их имя нигде не будет упомянуто. Они знали, что этот труд Господу посвящается, и Господь принимает их приношение. Когда иконы освящаются, они обретают живое присутствие Бога, Божией Матери и святых.
Нередко Господь дарует Свои милости через образы ― необязательно чудотворные. Я знаю одного молодого человека, который глубоко обратился к вере именно тогда, когда приложился в Великую Субботу к Святой Плащанице. До этого Евангелие, книги святых отцов, которые он открывал, казались ему мудростью, красотой, но достаточно отвлеченными. Когда он, не думая ни о чем, отстояв в очереди, приложился к Святой Плащанице, он прикоснулся не просто к иконе, а к той самой Плащанице, в которую был положен бездыханный Господь. Нетленная пасхальная жизнь коснулась его.
Одна женщина рассказывала, как на пороге веры, придя в храм, она купила маленькую бумажную иконочку Божией Матери. Это было в советские годы, качество изготовления икон было весьма скромным. Но когда дома она начала молиться перед этой иконочкой, ей вдруг открылось, что она молится перед Самой Божией Матерью, Которая лицом к лицу стоит перед ней. Такие обращения бывают, когда люди впервые берут в руки Евангелие, и Господь дает им узнать, что Он присутствует Своей благодатью в этих словах. И через самые простые, безыскусные иконы Он порой являет Себя.
Вот почему такой ненавистью врагов Православия всегда были окружены его святыни. Никогда не было такой страшной войны — ни против католичества, ни против протестантизма — как против нашей Церкви. Ужас охватывает при одной мысли о том, что делали с иконами. Их сжигали, расстреливали, выкалывали глаза на ликах, плясали на них обезумевшие люди, на помойку бросали, чтобы только их осквернить. Все богоборчество, все человеконенавистничество присутствовало в этом, потому что икона — это тайна Богочеловечества Христова. Это была война против Бога и человека. В этом были все ереси, какие только существовали, потому что догмат иконопочитания уничтожает все ереси, он — печать всех остальных догматов. Оплевание и заушение Христа во время Его Страстей обратилось теперь на Его лики, на изображение Божией Матери и святых. Все войны против человечества, все ГУЛаги и освенцимы духовно в этом присутствовали. Сам диавол, сам антихрист, о котором апостол Иоанн Богослов говорит, что его первейшим признаком является отвержение тайны Боговоплощения и ненависть к Боговоплощению.
Мы сознаем, что без иконы, без предстояния нашей жизни перед лицом Божиим, перед Божией Матерью, всеми святыми, каждый из нас стал бы легкой добычей греха, диавола и вечной смерти. И это относится ко всему православному народу. Что было бы с Россией, если бы не было когда-то Нерукотворного Образа Спасителя во всех ее храмах и на боевых ее знаменах! Если бы не было чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Казанской и Тихвинской, если бы не было других тысяч чудотворных икон, благоуханной чудотворной иконы царя-мученика, не было бы России. Она давно была бы уже кладбищем, мертвой пустыней.
Праздник святых отцов VII Вселенского Собора призывает нас молитвенно почтить исповедников веры и великих иконописцев, всех православных христиан, которые оказались верными святыням Церкви. Как говорит преподобный Иустин (Попович), недавно прославленный сербский святой, о святых иконописцах: они сражались с грехом, чтобы ум их становился оком, и душа имела бесчисленное количество очей, как у херувимов. И всякая добродетель была у них оком. Пост ― оком, молитва — оком, любовь — оком, милосердие — оком, целомудрие ― оком, терпение — оком. Так что им дано было видеть невидимое и изобразить его для нас.
А великие исповедники, защитники иконопочитания, являли не меньший подвиг. Такие, как преподобномученики Феодор и Феофан Начертанные, когда хулители икон, желая оскорбить православную веру, на их лицах выжигали каленым железом гнусные слова. А они отвечали: «На Страшном Суде прочтете то, что вы написали». Через эти страдания их души, их лица, отражающие свет пречистого лика Христова, исполнялись небесной благодати. Каждый из нас призывается хранить верность тайнам нашей Церкви. Пусть не будет никто из нас иконоборцем, ― тем, кто, как говорят святые отцы, устами исповедует истинную веру, а жизнью дает ложное ее начертание, отвергая исповедание Церкви. Будем помнить о великой милости Божией, которая дается нам каждый день в храме во время богослужения. Когда священнослужитель обходит храм, совершая каждение перед иконами, тем же самым каждением он кадит всех предстоящих. Ибо каждый из нас являет собой образ Божий, по-гречески — икону. Надо, чтобы этот призыв к святости раскрывался во всей нашей жизни до самой смерти, и в вечности просиял Христовой красотой.
Протоиерей Александр Шаргунов