«Дом милосердия»

Слово на литургии в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном

Христос воскресе!

Сегодняшнее Евангелие — об исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет. Слово Божие обращает наше внимание на время, когда совершилось исцеление. Это был праздник иудейский, то есть Пасха, праздников праздник. Христос приходит в Иерусалим на праздник. Праздник Божий — великий дар Божия добра.

Множество людей со всех концов страны и обращенные из разных стран собирались на праздник, чтобы прославить Бога. Когда люди внутренне устремлены к Богу, Бог открывает им ум для Божия света и милосердия.

Это было на Овчей купели в Вифезде, что значит «дом милосердия». Ибо здесь являлось милосердие Божие к больным и отчаявшимся людям. Не для того ли существуют на свете все Божии храмы? Что стало бы с миром, в котором столько несчастья, если бы не было в нем этих домов милосердия!

Овчая купель — прообраз Пастыря Великого, приносящего Себя в жертву за словесных овец. Пять притворов в ней — напоминание о пяти ранах Его, которыми Он дарует нам исцеление. Ангел Господень время от времени сходил с небес и возмущал воду, как вестник схождения к нам Спасителя. Закипание воды от небесного прикосновения — прообразование великого освящения крещенских вод. Всякий раз, когда в храмах совершается освящение воды, священник с молитвой погружает в воду крест, приводя ее в движение, и она становится целебной.

Евангелие говорит нам, что первый входящий в воду получал исцеление, какая бы ни была у него болезнь. Тот, кто первый сходил в купель, а не тот, кто медлил и приходил с опозданием. Время от времени Господь дает нам возможность коснуться чуда, которое никогда не повторится.

Кого же Христос избирает для исцеления? Того, кто болел дольше всех, и чья болезнь была особенно тяжкой. Много было болящих в Вифезде, но Господь остановил Свой взор на одном, самом беспомощном. Сколько раз отделял его один шаг от целебной воды, но всякий раз кто-нибудь опережал его. Невозможно никому преодолеть этот принцип жизни, вернее, смерти — «каждый за себя». Только Христос совершает победу над грехом и смертью и утверждает принцип новой нетленной жизни. И научает ему всякого верующего в Него.

Расслабленный человек уже был, наверное, близок к отчаянию, но продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. Нам открывается, что первый — это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему первому приходит Христос Бог. И Он немедленно исцеляет его словом. «Встань, возьми постель твою и ходи», — говорит Он расслабленному.

Что же иудеи? Они набрасываются на исцеленного, говоря, что закон запрещает делать это в субботу. «Кто этот Человек?» — гневно спрашивают они. Исцеленный был не в состоянии дать им ответ. Он знал, что его коснулось самое подлинное добро, какое только есть на свете, но у него не было ясного понятия об Исцелителе. Он не знал ничего о Христе, принимая Его дар.

Христос совершает много милостей и для тех, кто не знает Его. Он просвещает, укрепляет и утешает нас, избавляет от тысячи бед, а мы не знаем, кто Он. И Господь удаляется от нас, как удалился Он на время от исцеленного расслабленного.

Где же этот человек снова находит Христа? Христос пошел в храм, и получивший исцеление пошел в храм. Он пошел в храм, потому что из-за своей болезни так долго не был в нем. Может быть, он не был в храме в течение всех тридцати восьми лет. Вот признак истинно глубокой души. Первое место, куда он идет, — в храм, к Богу. И встречает там живого Христа Бога.

«Вот ты выздоровел, — говорит ему Христос, — иди и не греши, да не горше что тебе будет». Так свойственно нам, когда мы в беде, в болезни, когда оставляет нас благодать, обещать много, смиряя свою душу молитвой и постом. Получив милость от Бога, мы стараемся какое-то время жить по слову Христову, а затем снова постепенно обо всем забываем. Господь предупреждает об этой опасности: «Да не горше что тебе будет». Господь знал, что этот человек, пережив тяжкое наказание за грех, страшился греха. Однако горшее придет к нему, если он будет грешить после того, как получил такое избавление.

Мы получили большее избавление, чем кто-либо, — в Пасху Господню мы вкусили вечную жизнь. И мы знаем, какой дорогой ценой нам это дано — за исцеление расслабленного, за все добро, какое Господь делал людям, иудеи приговорили Его к смерти как разорителя субботы. Но Его смерть открывает бесконечно большее чудо всему роду человеческому — Воскресение.

«Встань и ходи», — говорит каждому из нас воскресший Христос. После Пасхи Господней, когда мы ликовали, скача и хваля Бога, подобно тому, как Богоотец Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, будем ходить, не колеблясь, твердо стезями Его.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X