Толкование на евангельское чтение в Неделю 5-ю по Пятидесятнице
Мф, 28 зач., 8, 28—9,1
И когда Иисус прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Исцеление двух бесноватых, о котором мы слышали сегодня в Евангелии, — не миф. Князь мира сего знает это лучше нас, и особенно сегодня он использует все средства, чтобы мы забыли о нем, думая, что и он сам — миф. Во всяком случае, в нашей России после крушения православной монархии, а потом и в нацистской Германии, мы знаем, что не два, а несравненно большее число бесноватых ходили среди нормальных людей и творили свои дела, и еще большее число теперь по всему миру — в XXI. И вот именно здесь Христос действует, спасая и исцеляя сердца многих безнадежно больных.
А сегодняшнее человечество? Оно, пока еще, не просит Его совершенно оставить пределы нашей земли. Или все-таки просит? Мы, именующие себя христианами, конечно, не просим Христа отойти от нас, но принимаем ли мы Его реально как нашего единственного Спасителя? Бодрствуем ли духовно, чтобы не войти во искушение? Ибо отец лжи, искуситель, старается всегда прежде завладеть умом и волей человека, чтобы затем умертвить его. Искушение — это первое нападение врага на нас, первое скрытое действие в нашем сердце отца лжи и человекоубийцы от начала. Многоразличны наши искушения, и впереди всего идет гордость и уныние, внутренняя, не только внешняя суета и пустота, страх перед неумолимо надвигающимися на нас грозными событиями, ослабление и оставление молитвы — и вследствие этого забвение о главном, забвение о неколеблющейся Отчей любви.
В сегодняшнем Евангелии показано, что Христос впервые приходит в языческую землю. И нам становится понятен вопрос двух бесов: «Зачем Ты пришел раньше времени мучить нас?» О каком времени идет речь? О времени, которое последует за Пятидесятницей, когда Победитель смерти Христос выйдет из пределов Израиля и обойдет весь мир, чтобы освободить его от насильства диавола. Это событие относится к нам в полноте сегодня. Мы — в Церкви, но одновременно — в мире, который уже не может и не хочет скрывать, что он языческий. Этот «мир сей», как называет его Евангелие, — во власти денег, во власти тех, кто хочет всегда господствовать, и это мир внешней видимости, мир лжи. Здесь царствует князь мира сего, и этими тремя искушениями — деньгами, властью и гордостью — был испытан от диавола Сам Господь в начале Своего служения. И этим же искушениям подвергается Его Церковь. Господь хочет сказать нам, что мы, христиане, живущие в этом мире, не должны быть более от этого мира, то есть не должны заражаться духом мира сего. Ибо если мы со Христом, если мы вверяем себя Ему, просвещаемся Им, Он — в нас, и Он крепче, Он сильнее всего. Он пришел именно для того, чтобы освободить нас от смертельной власти бесовской, которая хочет сбросить всех, как свиней, в бездну смерти. Он приходит к нам и спасает нас от бездны через Свою Церковь.
И вот Его вопрос: «Где ваша вера?» Наша вера! Начиная от первого символического события, прообразовавшего Пасху Христову при переходе через море Чермное, Бог не перестает говорить с нами через Своих пророков, потому что Дух Святой говорит в них. «Не бойтесь, глядя на сегодняшние события, — это Я, ваш Бог, сражаюсь в вас. Вы же стойте твердо в вере» (ср. Исх. 14, 13—14). Вспомним последние Послания апостола Павла за несколько месяцев до его смерти, особенно Второе Послание к Тимофею, где он говорит, что он «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4, 7). Мы все призваны к этому доброму сражению, сражению веры. Не мы сами освободим себя и освободим наших ближних от власти греха и смерти. Христос — наша Пасха — освободит нас. Он зовет нас к этому сражению, к этой победе — не просто к земной победе над врагами нашего Отечества, а к Его, Христовой победе, в которую мы входим по мере нашей веры. Апостол Павел напоминает об этом своим иудейским соотечественникам. И тем более сегодня — всем, кто только внешне принадлежит Церкви и готов покориться иудеизации мира, потерпев крушение в вере. Тогда иудеи хотели иметь свою правду, а что мы видим сегодня? Сила веры — в приобщении Пасхе Христовой, Его воскресению из мертвых. Пасхой Христовой жива наша вера, но также и самим путем нашей веры, когда мы храним верность Господу. Вера выше всех наших идей, всей нашей мудрости, всякого нашего благополучия и здоровья. Чистая вера преодолевает обманчивую внешнюю видимость греха и смерти. Пусть ничто не отделяет нас от Христа, мы должны твердо стоять в этой вере, не только исповедуя ее время от времени, но живя ею устремленностью нашего сердца, чтобы не предать никогда Того, Кто спас нас Своей любовью.
Сейчас разгар лета, у многих время отпусков. Но в области веры не бывает отпусков. Если мы возьмем такой отпуск, у нас появится реальная опасность потерпеть самое неожиданное поражение. Сражение веры не прекращается никогда, и особенно сейчас, когда идет сражение за будущее России. Не только подлинно единой России, но и единой Русской Православной Церкви, которой жива Россия, и которую, как прежде Россию, враг пытается расколоть. Господь напоминает нам об этом постоянно. Молитвой и стоянием в вере мы должны вести это сражение. Каждый из нас призван принять в нем участие. Каким образом? Хранением чистоты и подлинности нашей веры. Прежде всего мы должны принести Богу в жертву наши даже как будто естественные желания. Эти желания, которые могут увеличивать в нас внутренний разлад и рассеивать нас, должны быть очищены верой. Что касается молитвы, надо чтобы слово Самого Господа в Его обращении к Отцу Небесному стало в конце концов нашей молитвой, так же, как Превечное Слово Божие в Евхаристии — нашей пищей. Мы должны по многу раз каждый день выбирать между беспорядочностью наших пульсирований и Святым Духом, Который хочет вселиться в наше сердце и соединить нас с Собой. Будем молить Господа о даре Духа Святого. Только кроткий свет Святого Духа может соделать нас свободными от рабства греху и всем темным силам, которые восстают сегодня против чистоты православной веры. Будем неотступно просить Его, чтобы и наши сердца все более уподоблялись кроткому и смиренному сердцу Господа Иисуса Христа, как Он Сам призывает нас. Он смиренен, Господь наш. Почему? Потому что Он поистине Бог, данный нам, приносящий Себя ради нас в жертву. И потому что Он поистине человек, исполненный света Святого Духа. Он кроток, Господь наш, потому что Его сила — не сила внешнего господства, но сила любви, забывающей себя ради нашего спасения.
Когда мы узнаём, что любимы Богом, это не может не обезоруживать нас. Нам открывается, что Евангелие Царства, о котором возвещает Церковь, — истинно. Существование бесов, ищущих кого погубить, — не миф. И тем более существование Бога. Прикоснувшись к Христовой любви, двое бесноватых освободились от власти тьмы, и так должны мы освобождаться без конца. Узнавание, что мы любимы Богом, обезоруживает. Мы обретаем решимость направить свою жизнь ко Господу, как говорит апостол Павел, «в силе воскресения». Мы перестаем противиться Духу Святому своими желаниями и грехами. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир», — говорит апостол. И эта победа, победившая мир, дух мира сего, искушающий нас без конца, — вера наша (1 Ин. 5, 4). Впереди — новые, еще небывалые сражения Церкви со злом и с самим диаволом. Но мы всегда храним в памяти слова Государя, что не зло победит зло, а только Христова любовь. И Сам Христос накануне Гефсимании и Голгофы укрепляет нас этим победоносным словом: «В мире скорбны будете, но мужайтесь: Я победил мир».
Протоиерей Александр Шаргунов