Два пути

Слово в четверг Светлой седмицы

Христос воскресе!

Жены-мироносицы первыми принимают весть о Воскресении. «Со страхом и радостию великою» они бегут возвестить об этом ученикам Его, как повелел им Ангел. На этом пути смиренного послушания и веры встречает их Господь и дает им узнать Себя.

Его  приветствие — приглашение к празднику: «Радуйтесь!», повеление оставить всякий страх: «Не бойтесь!» Воскресший Господь утверждает слова Ангела, а также служение, которое тот доверил женам-мироносицам: «Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Благовестие Воскресения — всегда зов идти ко Господу туда, где Он дает увидеть Себя в наших каждодневных Галилеях.

Христос воскрес не для того, чтобы оставить нас. Его воскресение не тяготеет над нами как угроза возмездия Бога, готового обрушиться на всех, кто, находясь рядом с Ним или далеко, принимал участие в Его Распятии. Напротив, возвышение Сына Человеческого — Благая Весть решительной победы жизни и приглашение войти теперь в эту тайну, присоединившись к воскресшему Христу изумленной и благодарной верой. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек Евангелие» (Пс. 15, 8—11).

Господь наш — Эммануил — исполнил замысел, который заключен в Его имени — «с нами Бог» (Мф. 1, 23). «Я с вами, — говорит Он, воскреснув из мертвых, — во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Мы не должны больше жить в печали бессмысленного существования от рождения до неизбежной смерти. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 16). Этот свет — свет надежды: мы будем причастниками жизни Того, Кто сошел в наши гробы, чтобы победно отвалить от них камень. Разумеется, мы умрем, но после того как Господь прошел через нашу смерть, она только переход к свету, который не угасает, и к жизни, которая не имеет конца.

С того времени как жены-мироносицы поспешно и радостно отправились в путь (подобно тому как Пречистая Дева после Благовещения — к своей родственнице Елисавете), они пересекаются с шествием других людей, несущих ту же весть, но далеких от того, чтобы разделить с ними их радость, ибо для них эта весть — не благая. Как противостоят друг другу эти два пути! Жены-мироносицы оставляют город — символ древнего мира и первого Завета, теперь оставшегося позади, — чтобы идти туда, где воскресший Господь назначил им встречу. А эти — возвращаются в город. Их свидетельство собирает в лихорадочной тревоге всех тех, кто осудил на смерть Живого вовеки.

Те же самые события, которые обратили к вере простых женщин, чьи сердца были открыты благодати, вызывают ожесточение религиозных вождей Израиля, слишком озабоченных своей репутацией и своим положением, чтобы признать свою ошибку. Чтобы спасти лицо, они идут на новую ложь с помощью свидетелей, которым приказывают распространять лживые слухи о краже тела Умершего. Конечно же, не без иронии показывает евангелист несуразность этой лжи: кто поверит свидетельству воинов, которые спали?

Как бы то ни было, «пронеслось слово сие между иудеями до сего дня», как сказано в Евангелии. И не только «между иудеями». В попытке противопоставить «Иисуса истории» «Христу веры» кража тела Господня с целью убедить всех в так называемом «воскресении», придуманном учениками, сегодня, как и вчера, остается одним из излюбленных аргументов рационалистов-атеистов и прочих эзотеристов. Поскольку они заранее исключают все сверхъестественное, сводя всякое вмешательство Бога в ход истории к мифам, им приходится находить свое объяснение, почему гроб оказался пустым.

Но дерево познается по плодам. Евангелие от Матфея дает нам почувствовать бездну, разделяющую эти два рода людей. Жены-мироносицы исполнены радости. Они несут Благую Весть торжества жизни, они возвещают о близости Царя Мира в самом сердце нашего каждодневного существования, которое они видят освещенным тихим и теплым светом Его Воскресения. А те, кто погружает себя в упорном ожесточении во мрак лжи, сами себя исключают из мира и радости Царства, в которое воскресший Христос не перестает всех звать.

Эти два пути небезызвестны нам. Разве не становится все простым и ясным, когда мы принимаем Господа? И все помрачается и осложняется, когда мы забываем о Его присутствии в нашей жизни и хотим все понять без Него и жить помимо Него, то есть против Него. Простота, мир, глубокая радость — верные признаки присутствия с нами воскресшего Христа. А усложненность, тревога, уныние выдают, что мы отпустили руку Того, без Которого не можем делать ничего доброго.

Возблагодарим Господа за то, что Он сподобил нас веровать в Него и послал нас свидетельствовать о Своем Воскресении, несмотря на нашу теплохладность и нашу посредственность. Как не изумиться, когда мы слышим, что Господь называет нас «Своими братьями» — в то время как мы, каждый в своей мере, участвовали в принесении Ему страданий во время Его Крестных Страстей нашими многочисленными предательствами! Сердцем, исполненным благодарности, выразим нашу любовь к Тому, Кто хочет жить в нас, — словами, которые Сам Дух Святой влагает в наши уста: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь» (Пс. 17, 2—3, 33).

Протоиерей Александр Шаргунов

Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X