14 ноября — память бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана Асийских
Сегодня память святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана. Их мать — преподобная Феодотия — воспитала своих сыновей в вере и благочестии, передав им свою горячую любовь к Богу. За этот подвиг и была она прославлена святой Церковью. Став искусными врачами, братья стяжали благодатный дар исцелять болезни силою молитвы, не беря за лечение никакой платы. Издревле распространено их почитание на Руси. Молятся им не только об избавлении от телесных недугов людей и животных, но и о хранении христианского брака, о помощи детям в учебе.
Есть в житии святых бессребренников эпизод, заслуживающий особого нашего внимания. Одна женщина, исцеленная молитвой святых братьев от тяжелой болезни, пришла тайно к Дамиану, прося его взять хотя бы три яичка — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Услышав имя Святой Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Но Косьма, узнав, что брат нарушил их строгий завет, так огорчился, что завещал не хоронить его рядом с ним. Вскоре пришло время Косьме отходить ко Господу, через некоторое время почил и Дамиан, и не знали, что делать, ведь братья прожили душа в душу всю жизнь. Но тут по воле Божией совершилось чудо: к людям пришел верблюд, которого братья вылечили когда-то от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Косьмой, потому что не ради мзды был принят дар женщины, а ради имени Божия.
Какая красивая и в то же время странная история! Прежде всего, не слишком ли строгим был суд святого Косьмы о своем брате? И во-вторых, это чудо с верблюдом. Наверное, можно было каким-то более простым способом известить народ о том, что значило кажущееся отступление от обета святого Дамиана. Господь хочет напомнить нам, что самое главное в жизни — всецелое доверие Промыслу и что корень всех зол во все времена — гнусное, как говорит апостол Петр, корыстолюбие. Вы помните историю с Ананией и Сапфирой в книге Деяний? Оттого что они лицемерно утаили от Церкви часть цены от проданного имения, Господь предал их немедленной смерти. «Ибо не человекам солгали, — сказал апостол Петр, — а Богу». Им дано было знать, что такое благодать Духа Святого, а они — в самом начале пути Церкви — предпочли земные сокровища небесным. Святые Косьма и Дамиан тоже исключительным образом вкусили и увидели, как благ Господь, и приняли эту милость Божию как заповедь на всю жизнь: «Даром получили, даром давайте». Вот почему искушение праведного Косьмы было столь сильным, даже до смерти. Святые Косьма и Дамиан именуются Церковью бессребрениками и чудотворцами. Они бессребреники, бессребреники до конца, до полной отдачи, и потому чудотворцы. Там, где они, — жизнь становится чудесной. И даже верблюд, как ветхозаветная ослица, возвещает волю Господню.
В наши дни на Афоне произошла такая история. Одному монаху нужно было поехать в город по неотложным делам, а у него не было денег даже на билет. В день отъезда ему передали чек на тысячу драхм. На конверте стояла подпись того, кто послал ему эти деньги: «Всесвятая», то есть как бы от имени Божией Матери. Когда он получил эти деньги, он заплакал. Он заплакал, потому что не только внешне увидел руку Божию, заботящуюся о нем, но его сердца коснулась благодать милосердия, которое Господь проявляет ко всем людям. Он узнал, что эти деньги были направлены ему еще до того, когда он мог подумать о том, что они ему пригодятся. И он увидел, что слова Священного Писания: «Не заботьтесь о том, что будете есть, что будете пить, во что оденетесь» начертаны на всех обстоятельствах нашей жизни. «Не заботьтесь, потому что Отец ваш Небесный знает, что вы во всем этом имеете нужду. И прежде вашего прошения, — говорит слово Божие, — дает вам все необходимое».
Господь заключил со всеми нами завет любви, который заключается в том, чтобы мы ни о чем не заботились, кроме того, чтобы исполнить Его святую волю. Ни о чем не заботились, кроме заботы об угождении Богу и нашим ближним. Все остальное Бог берет на Себя. Он обещает, что Он позаботится о нашей жизни так, как никто никогда, никакие люди, никакое множество людей, ни все человечество, вместе взятое, не смогут позаботиться. От нас требуется только жить одной заботой, чтобы не согрешить, и помнить, что корень всех грехов — именно сребролюбие. Кто живет, исполняясь доверчивости к Богу, — самые простые люди, каких много было раньше в православной России, — тому не страшно жить. Лица у этих людей были совершенно другие — спокойные, хотя ведь тоже были испытания, потрясения — без этого жизнь человеческая не бывает, — но они знали, что Господь никогда не оставит их. Это была детская доверчивость к Промыслу Божию. Время от времени Господь давал им узнавать не только то чудо, о котором свидетельствует афонский монах, но и благодатное присутствие в их жизни Бога. «Если не будете, как дети, — говорит Господь, — не войдете в Царство Небесное». Дело не просто в том, чтобы мы освободились от лишних, обременяющих нас забот, но чтобы стали годными для истинной жизни.
К этому призывает нас вся священная история Церкви. Пророк Илия среди всеобщего голода был питаем вороном, который прилетал и кормил его. Потом Бог позаботился о нем через вдову, у которой оставалось всего на донышке муки и масла. Но оттого что она верила в Бога, знала, что Господь все содержит в Своей руке, отдала все пророку, и не истощалась у нее ни мука, ни масло. Это чудо кажется нам слишком высоким, но на самом деле в мире существует только этот единственный закон. Только это правда, и на ней стоит вся жизнь. Все скорби, все потрясения, все ужасы, которые переживает мир, происходят оттого, что он отступает от этой тайны жизни, от этой главной правды.
Голод страшен. Говорят, что нет ничего страшнее голода, когда человек может терять свое человеческое достоинство. Те, кто вспоминает страшные события, которые были в нашей стране в 30-е ли годы прошлого века, когда на Украине был голод, или в Ленинградской блокаде, свидетельствуют, что люди порой становятся хуже зверей.
Но в обыденной жизни, в каждодневных наших скорбях Господь преподносит те же самые уроки. Что мы можем сказать о большинстве из нас, не являющихся такими великими праведниками, и одновременно старающихся жить по вере? Мы усердно занимаемся нашими земными делами, и одновременно молимся Богу, чтобы Он помог нам. Но вот выясняется, что Господь, Который действительно помогает нам, помогает не так, как нам хотелось бы, а посылает искушения, трудности и скорби для того, чтобы мы снова приблизились к пониманию единственной главной правды, от которой мы все время удаляемся. И нам кажется, что Промысл Божий оставляет нас. Мы не видим присутствия Божия, Его заботы о нас. Иногда только, когда уже скорбь достигает каких-то крайних пределов, и мы в горе нашем начинаем обращаться ко Господу, нам дается увидеть, что Господь рядом. Господь поступает так из любви к нам, чтобы мы поняли, что наша забота о земном очень часто приводит к тому, что мы все большую надежду начинаем возлагать на это наше земное, а не на то, что Господь может совершить с нами. Это глубокая тайна. Отступление от нее происходит неприметно в христианских обществах. По этой причине, в конце концов, произошло крушение православной монархии. Здесь причина всех главных катастроф в истории человечества, как свидетельствует Писание. Не то, чтобы люди отказываются от веры, но все большую заботу проявляют о том, что кажется более видимым, ощутимым.
И Господь, желая, чтобы мы не утратили Его, чтобы не лишились самого главного блага, посылает скорби, чтобы мы узнали, что значат Его слова: «Без Меня не можете творить ничего». Когда мы приближаемся к постижению этого, тогда мы начинаем видеть руку Божию, которая нас спасает. Тогда мы понимаем смысл всех событий, происходящих с каждым из нас, с народом нашим, со всем человечеством.
Вспоминается рассказ еще одного афонского монаха. В юности, когда он только поступил в монастырь, он был направлен в скит к престарелому монаху, которому трудно уже было заботиться о себе. Братия сказала ему, чтобы он пригласил его в монастырь. Он пришел к нему и сказал: «Отче, тебе уже трудно ухаживать за собою. Пойдем в монастырь, братия будет заботиться о тебе». И тот ответил: «Посмотри вокруг. Разве ты не знаешь, что Господь заботится даже о самых маленьких червяках и питает их? Неужели Он не позаботится и не пропитает меня, старого большого червя?» Такое было у него упование, такое смирение, такое знание, что Господь воистину заботится о всяком червячке, как Он сам говорит, и дает всем необходимое для жизни. Слова Христовы об этом для него не были никогда отвлеченными, в отличие от нас. И поэтому, в отличие от нас, он благодатно знал тайну любви Божией.
К этому афонскому монаху, духоносному старцу, в последние годы его жизни было массовое паломничество. И люди, естественно, приходили к нему с разными подарками. Он принимал эти подарки и передавал их другим паломникам, приходящим к нему. Однажды его спросили: «Отче, скажи, почему ты никогда не возьмешь что-нибудь для себя?» Тот отвечал: «Если бы я что-нибудь брал для себя, то в конце концов моя келья превратилась бы в супермаркет. Кроме того, я же не хочу быть хуже вас. Вы приносите мне подарки, чтобы Господь вместо тленного дал вам нетленное, благодать. И для меня это дороже всего на свете. Поэтому и я поступаю подобно вам».
В праздник святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана услышим напоминание Церкви о главной тайне человеческой жизни — о той, которая была явлена богоизбранному народу, когда он шел через пустыню. О той, о которой, переходя через огненные скорби наших дней, мы не должны никогда забывать. Господь питал Свой народ там, где ничего не произрастало, манною, падающею с небес. Но предупреждал, что пища у них не оскудеет, если они будут собирать ее только на один день, не заботясь о завтрашнем. Если же они не послушают Его, то все потеряют. И эти люди убеждались, что манна небесная, оставшаяся на следующий день, сгнивала. Не по этой ли причине Господь все земное, и пищу в том числе, подвергает тлению?
Помолимся святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, чтобы они исцелили нас от болезни многозаботливости, умерщвляющей нас. Чтобы мы научились такому упованию на Господа, когда, принимая из Его рук хлеб наш насущный на каждый день, одновременно принимали ту нетленную пищу, то благоухание жизни, для которого Он создал нас любовью Своею.
Протоиерей Александр Шаргунов