Слово на праздник Вознесения Господня
Мы простились с Пасхой — праздником сорокадневным. И вот новый праздник, новая радость Церкви — Вознесение на небо Господа нашего Иисуса Христа.
В течение земной жизни Спаситель любил восходить на высокую гору для молитвы, для созерцания Божественных тайн. Он претерпел и отверг искушение от диавола в пустыне на горе, когда с этой высоты Ему была показана слава царств всего мира. Он преобразился на горе, просияв лицом, и одежды Его сверкали белее снега. Накануне Страданий Он восходил со Своими учениками на гору близ Иерусалима и созерцал оттуда будущее этого города и судьбы всего мира. И сейчас, накануне Своего Вознесения, Господь восходит на любимую Им Елеонскую гору.
Что это за небо, на которое вознесся Господь? Ученики видят, как Он возносится на их глазах в небо земное. Но Он возносится в небо духовное, невидимое, являя нам тайну соединения неба и земли — неба земного, этого физического неба, которое мы видим, и неба духовного, которое человек не может видеть своим телесным зрением. Не может видеть его, пока не станет причастным, по дару Духа Святого, тайне Воплощения Божия.
И Господь говорит при Вознесении о Своем Втором и Страшном Пришествии. Он благословляет Своих учеников и отправляет их в мир, чтобы они просветили его. В их лице Он благословляет сотни, тысячи, миллионы людей — тех, до кого дойдет весть о спасении. Всех нас благословляет сегодня Господь с горы Елеонской.
Его сокрыло таинственное облако, так что Он стал невидим, показывая нам тайну невидимого неба. И доныне это облако отделяет нас от Него, так что мы не видим Его здесь, на земле. Он — на земле, и Он — на небе. Он — Бог, и Он — человек, Он — в вечности, и Он — в нашей краткой земной жизни. Он пребывает с нами, и мы можем услышать Его и коснуться Его.
Мы слышим в тропаре праздника Вознесения: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником…» В чем же радость, если они прощаются со своим Господом и больше не будут видеть Его телесным зрением, лишатся того общения, которым утешались здесь, на земле? Эта радость заключается в том, что Господь пребывает теперь не только с ними, но со всеми людьми. Радость Вознесения в том, что Бог, Который пришел спасти всех людей, теперь может стать близким каждому человеку. Бесконечно более близким, чем Он был самым близким к Нему апостолам во время земной жизни.
Вот что совершает сегодня Господь. Он уже не в Иерусалиме и не в Вифлееме, не в Назарете и не в Капернауме, не на горе Фаворской или Елеонской, не у моря Галилейского и не в саду Гефсиманском — Он повсюду. Он теперь одесную Бога и Отца, и потому Он бесконечно близок нам.
Однажды на Рождество в нашем храме служил иеродиакон Василий, француз, обратившийся из католичества в Православие. В течение нескольких лет он подвизался в посте и молитве на Святой земле. И он рассказывал, что много раз встречал Рождество Христово в Вифлееме, где родился Христос, но впервые по-настоящему тайна Рождества Христова ему открылась в России, в нашем храме.
Когда паломники приезжают во Святую землю, то спешат прежде всего к Голгофе, ко Гробу Господню, к месту, где воскрес Христос. Это особое место, святейшее для всех людей. Но когда мы здесь, в Москве, целуем Крест Христов и Плащаницу, то прикладываемся к тому же самому Голгофскому Кресту Христову, к той же самой Плащанице, которой благообразный Иосиф обвил Пречистое Тело Христово. Это чудо связано с праздником Вознесения.
Будем дорожить этой близостью Господа, «обетованием Святаго Духа», обещанного нам в наступающий праздник, день Пятидесятницы. Потому что тайной Вознесения и даром Духа Святого Господь наш воистину с нами, во все дни до скончания века и во веки веков.
Протоиерей Александр Шаргунов