Толкование на евангельское чтение в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Мф, 87 зач., 21, 33— 42
Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
Сегодняшнее Евангелие — о злых виноградарях. Эту яркую притчу мы все хорошо знаем. Она в немногих словах раскрывает судьбу Израиля, и не только его. Но прежде всего — Израиля.
Виноградник, который насадил Господь, возлюбленный виноградник, как говорит пророк Исаия (Ис. 5, 1), есть Израиль. А Господин виноградника — Сам Бог. Бог отдает виноградник делателям — духовным вождям Своего народа. Слуги, которых посылает Бог в виноградник, — пророки. Одних из них избивают, других убивают. А Господь, долготерпеливый и многомилостивый, снова и снова посылает слуг, чтобы устыдились виноградари того, что делают, и вспомнили о том, что им надлежит делать. И наконец, Сын, Которого посылает Господин виноградника, есть не кто иной, как Господь наш Иисус Христос.
Мы видим, что совершается самое страшное. Люди, к которым был послан Сын Господина виноградника, абсолютно точно знали, что это Сын. Вот чем поражает эта притча. Они ищут убить Сына Божия, не потому что они не знают, что Он Мессия, а потому что знают, что Он Мессия. Тут нет никакой путаницы, каких-то случайных, ошибочных совпадений. Они точно знают, что Он Собой представляет, не сомневаются в Его чудесах, видят силу Божию, которая в Нем действует. И именно оттого что они знают, что это не лжемессия какой-нибудь, а подлинный Мессия, они ищут Его убить.
Эти люди думают, что появилась реальная возможность убить Бога и стать свободными. Мы часто говорим о той свободе, которая сейчас проповедуется в мире, как о новом всепобеждающем учении XXI века. Это та самая свобода, когда человек хочет, чтобы Бог ему не мешал, чтобы Бога можно было изгнать из своей жизни, убить, в конце концов, и остаться с дарами, полученными от Бога. Суть этой свободы заключается в том, что человек, если он хочет осуществить себя, раскрыть свою природу до конца, не должен иметь никаких нравственных или религиозных ограничений. Вот о какой свободе идет сейчас речь во всем мире, и вот какую свободу насаждают сейчас везде. Ради такой свободы совершилось злодеяние, о котором слышим мы сегодня в Евангелии.
Но, зная пророчество, которое исполнилось, когда первосвященники и книжники-фарисеи взяли Христа и предали Его на смерть, мы должны также знать и то, что все продолжается до последнего раскрытия, как в истории израильского народа, так и в истории всех народов, которые не приняли Христа. Святой Иоанн Златоуст говорит, что дары Божии непреложны. И в случае, когда богоизбранный народ направляет свои исключительные дары на земное, этот народ может больше всех преуспевать в земном. «Ибо сыны века сего догадливее сынов света в роде своем» (Лк. 16, 8). Мы видим, как они хотят осуществить свое земное господство во всем мире, так же как они хотели осуществить свое мессианство (так же, как они убили большего из рожденных женами) — и, завладев всем, и религию, и Бога приспособить под себя. Не только распространяя лжерелигии, но и приспосабливая истинную религию под себя, чтобы все служило свободному от всяких запретов человеку.
Приходят к нам так называемые проповедники Христовы и говорят: «Оставьте вы эту Православную Церковь, идите к нам. У нас гораздо лучше, у нас свободнее относятся к таким-то и таким-то вещам». Или как происходит сейчас на Украине: «Давайте объединимся со всеми. Примем в евхаристическое общение тех, кто запрещены в служении за нарушение православных канонов и христианских заповедей. Единство важнее всего». Или: «Оставьте вы эту Московскую патриархию, ведь Москва — наш враг! А что это будет называться расколом внутри Церкви — это не страшно». Но мы-то твердо знаем, что весь смысл Православия заключается в том, чтобы сохранить веру в Бога такой, какой она была заповедана нам, и не дать приспособить — какие бы ни были обстоятельства — к желаниям падшего человека ни тайны веры, ни заповеди Божии.
Слушая притчу, мы думаем, что мы, православные христиане, являемся как раз тем народом, который ждет, когда придет Господин виноградника и отдаст ему этот виноградник, и наш виноградник принесет стократный плод. Но вот на что обратим внимание. Когда мы, зная Христа, зная о тайне Его смерти и Воскресения, причастные благодати Христовой Церкви, не живем по нашей вере — мы сознательно отвергаем Бога. Зная путь Божий, избираем свободно и сознательно свой собственный путь. «Тайна беззакония» совершается на разных уровнях, не только во внешнем мире, но и внутри самой Церкви Христовой, где враги истинной веры делают все, чтобы учинить раскол и внедрить всякого рода вольнодумство.
«Камень, который отвергли строители, — говорит Христос, — тот самый сделался главой угла. От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших». В течение всей истории происходит отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить имя Его из памяти человеческой. Но всегда Христос, распятый и поруганный, оказывается Господином истории, Он в центре всего, что происходит, Судия и Царь мира.
Было время, когда в христианском государстве появился император-отступник по имени Юлиан. Он хотел повернуть историю вспять и вновь насадить культ язычества, сокрушив христианство. Но все кончилось его полным поражением. Его последние слова были: «Ты победил, Галилеянин!» И эта война Юлиана и тех, кто последовал ему, начиная от Ленина-Ульянова, и до теперешних Юлианов, продолжается. Она продолжается в отступничестве и в открытой войне против Бога и Церкви Его.
Но Господь говорит, что всякий, кто преткнется об этот камень, — разобьется, а тот, на кого этот камень упадет, того он сокрушит (Мф. 21, 44). Речь идет о двойном падении, которое ожидает каждого человека, всякий народ, если это произойдет с ним. Камень — это Христос, заповеди и таинства Его. И конечно, в мире все делается для того, чтобы человек преткнулся о заповедь Божию — то есть не признавал заповеди и жил так, как ему хочется. Но это подобно попытке пробить головой каменную стену, и кончается беснованием, которое завершается полным крушением человека.
Святые отцы говорят, что могут быть падения и соблазны как бы по неведению, когда человек претыкается об этот камень. Но бывает и сознательное противление Христу, когда этот камень уже падает с небес. Камень, который есть Христос, всей правдой, всей любовью Своей падает на всякую неправду, на всякое сознательное отвержение правды и любви, и сокрушает таких людей и такие народы. Где духовное могущество Израиля, что осталось от него? Что стало и что будет с другими некогда христианскими народами в свете этих слов Христовых?
Господь предупреждает нас сегодня, что страшно, конечно, преткнуться о камень заповедей Божиих, но бесконечно страшнее — когда это становится нашим окончательным выбором. Когда мы принимаем сторону того, кто обладал некогда всеми дарами Божиими, был Денницею, ангелом света, а стал падшим ангелом, тьмою и врагом Божиим. Не существует никакого «третьего пути» для народов, для каждой души человеческой. Раскрытие этих слов Христовых в истории таинственно и одновременно слишком очевидно, особенно сегодня.
«Горе тому, через кого соблазн приходит», — говорит Господь, и не меньшее горе тому, кто без сопротивления поддается соблазнам. Но всякому, кто устремляется строить жизнь по правде Христовой, подается неодолимая крепость от Господа и радость, которой никто не может отнять.
Протоиерей Александр Шаргунов