Враг старается осквернить святыню поста

Слово в день памяти святого великомученика Феодора Тирона

Святой великомученик Феодор Тирон — воин Христов, который спешит на помощь Церкви. В каноне ему сказано, что он спасает плененных. А в житии его есть рассказ, как он внезапно явился матери, рыдающей в храме о потере сына, и вернул ей его. «И младенцев прошения исполняеши», — так слышим мы в молитве великомученику Феодору Тирону. Младенцы же могут только рыдать — о чем они рыдают, какова глубина их прошений, и касается ли она всей их жизни? И он чудесно исцеляет безнадежно болящих. Но самое главное — его спасение Церкви в Антиохии в 362 году.

Накануне христианского Великого поста, по приказу императора Юлиана Отступника была осквернена идоложертвенной кровью пища на всех рынках. Это было сделано, чтобы унизить Церковь Божию, показать ей: смотрите, и вы вкушаете идоложертвенное. Великомученик Феодор явился в сонном видении епископу Антиохийскому и предупредил его о нечестивом замысле врагов Христовых. Христиане заранее запаслись простой пищей — пшеницей. Сварили ее с медом и освятили. Вот что означает наше коливо. Эта пища была сладка для христиан. Самая простая пища для нас сладка, когда она с молитвой, с благодатью Божией. Как говорится в Писании, лучше блюдо зелени с любовью, чем бык откормленный — с ненавистью.

Господь хочет, чтобы и телесный наш пост был сладким и приятным. Но Он имеет в виду, конечно, другую сладость, самую главную — тайную трапезу, которую Господь уготовал для Церкви. Чтобы мы вкусили и увидели, как благ Господь, не только за Божественной литургией, но во всех наших молитвах, во всех наших великопостных трудах, каждый по мере своих сил. И знали, что эта сладость любви дается, только когда мы храним свою жизнь от осквернения грехом.

Во все времена враг старается осквернить Церковь. Многие помнят, наверное, как в советские годы верующие отдавали своих детей в пионеры и в комсомольцы, чтобы избавить их от неприятностей. Так они оскверняли святыню веры, потому что вступление в эти организации предполагало косвенное отречение от Бога — обязательное исповедание атеизма. Наши новые мученики и исповедники Российские, несомненно, молились тогда за тех, кто хранил своих детей в верности Господу.

В наши времена детям верующих родителей угрожает горшее. На постхристианском Западе уже стало нормой, когда детей в школе и даже в детских садах учат быть «свободными» от стыда и «религиозных предрассудков», и мы знаем, что они хотят навязать эту «свободу» всему миру. В 90-е годы прошлого века у нас пытались внедрить те же программы, и мы понимаем, что враги России и православия даже сегодня не оставляют своих намерений. Понимают ли родители, что совершается осквернение ничуть не меньшее, чем каким бы то ни было идоложертвенным, когда их крещеные дети, причащающиеся Христовых Таин, научаются науке вседозволенности? И мы знаем, как враг идет дальше, утверждая откровенный сатанизм.

Вот характерный пример. Какая-то фирма заграницей на рекламе нового автомобиля изобразила в нем как бы сидящих на Тайной Вечери апостолов. На возмущение христиан они ответили, что это чисто коммерческий прием. Таков закон рекламы: надо каким-то образом привлечь внимание всех. Со временем самые бесстыдные картинки уже никого не шокируют. Нужно, наверное, изобразить самого диавола, чтобы люди заметили рекламу. И у нас выставка «Осторожно, религия!» и прочие публичные кощунства — были только пробными шарами. Это были первые попытки осквернить святыню в глазах большинства людей, чтобы они привыкали к самому страшному злу как к обычному явлению. Вы помните суд над устроителями богохульной выставки. Если бы им удалось одержать победу, то открылась бы зеленая улица для диавола в нашем отечестве. Сколько людей, делающих первые робкие шаги к Богу, к Церкви, были бы лишены возможности спасения!

Директор музея имени Сахарова, организовавшего кощунственную выставку, и так называемые правозащитники, обратились тогда с письмом — не к кому-нибудь, а к святейшему патриарху, чтобы он оградил свою Церковь от экстремистов, вставших на защиту святыни. Мы живем, писали они, в плюралистическом обществе, где каждый свободен делать, что хочет. Они хорошо помнят, что были времена, когда безбожная власть имела возможность надавить на Церковь. И находились такие начальствующие в Церкви, которые соглашались, например, убрать слишком активного и слишком благочестивого священника. Может быть, на это они рассчитывали и сейчас, видя, как некоторые представители власти — те, под чьим покровительством происходило духовное и нравственное уничтожение нашего народа, — стоят в храме со свечкой за богослужением. Это то же самое осквернение святыни, о котором напоминает нам сегодняшний праздник.

Великомученика Феодора Тирона не принуждали сразу отречься от Христа. Ему предлагали только положить несколько зернышек ладана перед статуей императора. Засвидетельствовать, что он не против этой языческой лжи. А дальше он волен веровать в своего Христа или в кого хочет — никто его не тронет (нынешние идолы  на постхристианском Западе — плюрализм и  «свобода» — появились не вчера!). Но святой мученик помнил, что Господу единому должен поклоняться христианин и не допускать смешения святыни со скверной. И принял страдание за Христа.

Церковь воспевает сегодня победную песнь. Вы слышите, это уже победа, это радость того, кто приобщается подвигу отроков благочестивых в пещи вавилонской, всех мучеников, древних и новых, свидетельствующих своей жизнью, что Христос победил, что смерть со Христом — это победа, вхождение в Пасху Господню. И все мы приглашаемся уже сейчас, после первой седмицы Великого поста совершать это вхождение. Сладость новой жизни, которую предлагает нам Господь, мы можем принять, только когда храним неоскверненной свою веру и свою жизнь. Первому человеку Господь дал заповедь вкушать от всех деревьев, а от древа добра и зла не вкушать. От всех заповедей Божиих дано нам благословение вкушать и узнавать сладость жизни с Богом, а греха страшиться. Пост «не ошаяние точию брашен» — постимся постом телесным, постимся постом духовным. И это вкушение от заповедей Божиих открывает нам вкушение от плодов древа жизни, которое есть святая Евхаристия. В первую субботу Великого поста, по древнему обычаю, вся Церковь причащается Святых Христовых Таин — после общей исповеди четырех вечеров Великого покаянного канона. И сегодня мы приносим личное покаяние во всех наших грехах, чтобы приобщиться нетленной жизни, которую мы больше всего на свете должны страшиться осквернить недостойным причащением.

Протоиерей Александр Шаргунов
Telegram
VK
OK
Отправить на почту
Напечатать

Другие публикации ...

X