Слово на всенощном бдении в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
Явившись Своим ученикам по Воскресении, Христос дает им краткие наставления, которые в Евангелии от Марка звучат как последние распоряжения Командующего Своим войскам перед наступлением. Нельзя терять ни минуты. Царство Божие — здесь, в личности Господа Иисуса Христа, Который Сам будет их Предводителем во всех сражениях. После беседы с учениками Он вознесется на небо и воссядет одесную Бога Отца, но пребывание во славе не помешает Ему — совсем напротив — содействовать их проповеди и подкреплять слово последующими знамениями.
В Евангелии от Марка ничего не сказано о Пятидесятнице. Но последний стих этого Евангелия ясно возвещает о соработничестве Церкви и Господа: воскресший Христос действует со Своими учениками и в них силой Святого Духа. Евангелие от Луки более подробно раскрывает различные этапы этой тайны: обетование Духа, Вознесение, время ожидания, Пятидесятница и выход апостолов на проповедь всему миру. В книге Деяний показано действие Святого Духа, как самое существенное в этой проповеди. Дух Святой не только избирает проповедников, направляет их и руководит этим служением, но преображает слушающих проповедь, постепенно собирая их вокруг тайны воскресшего Христа.
Один из прекрасных плодов этой деятельности — несомненно, Савл из Тарса, необузданный гонитель Церкви Христовой, ставший пламенным апостолом язычников. В нем благодать Воскресения могла в полноте совершить свое дело, преобразив природную страстность этого человека, служащую убийственной ненависти, в благодатную силу любви и всецелой самоотдачи даже до мученичества. Этот человек, у которого, наверное, был нелегкий характер, открыл себя благодати Христовой, став соработником ее в рождении в себе нового человека. Смиренномудрие, кротость, долготерпение, милосердие, воздержание — качества, которые он проповедовал, наверняка были достигнуты им ценой долгих усилий самоотвержения и послушания Духу Святому, господство Которого он в полноте ощущал в своей жизни. Встретившись с воскресшим Христом по дороге в Дамаск, он понял, что эта благодать дана не только ему, но что вся Церковь должна собираться, объединяться, умиряться Духом Святым, чтобы составить Тело Христово.
Услышим трепетный призыв, обращенный к членам Церкви всех времен: каждый из нас должен учиться этому самоотвержению и послушанию благодати, дарованной нам. Сын Божий пришел в мир, умер и воскрес, чтобы «рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52), сделать их причастниками Духа Святого, Своей Божественной жизни, Своей вечной славы.
Разумеется, даром пасхальной благодати апостол различал тонкое действие диавола, разделителя, духа нестроения в Церкви, сеющего смятение, парализующего действие проповеди. И потому призывал к единству всех вкусивших Пасхи Христовой: «Одна надежда, одно тело и один дух. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4—6). Все мы призваны к служению тайне Воскресения, чтобы достигнуть меры возраста Христова в Церкви, где воскресший Христос завершает Свое дело спасения мира.
Когда в IV веке чрезвычайные благодатные дарования стали умаляться, блаженный Августин назвал две главные причины этого явления — разделения внутри общин и отсутствие ревности первой любви. Одно связано с другим. Разделения свидетельствуют, что Тело Церкви теряет в какой-то мере свою помазанность Духом, а когда Божественный огонь не зажигает сердца верующих, они делаются теплохладными и не отвечают, как полагается, на дар благодати.
В сегодняшнем Евангелии сказано об апостолах: «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии». Быть учеником Христовым, свидетелем Его Воскресения, означает двойное послушание Духу Святому. Прежде всего в наших личных отношениях с Богом, ибо только Дух Святой может совершить в нас рождение Христа, о котором апостол говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). А затем в наших отношениях с нашими братьями и сестрами в Церкви, ибо только Дух Святой может соединить нас в одной и той же «вере, действующей любовью». Каждый воскресный день мы должны сугубым образом обращать наши взоры в горняя — туда, где воскресший Христос уготовляет нам место. Будем устремляться к тому, что принадлежит вышнему, а не земному, ибо мы умерли со Христом, и наша жизнь сокрыта с Ним в Боге (Кол. 3, 1—3). Будем совершать наше восхождение в радостной пасхальной надежде: когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе (Кол. 3, 4).
Протоиерей Александр Шаргунов