Преображение Господне
Мф, 70 зач., 17, 1—9
Тогда взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
«Встаньте и не бойтесь», — говорит нам Господь. Преобразившийся на Фаворской горе, Он по-прежнему близок к нам. Посмотрите, что происходит на Фаворе. Гора Преображения — продолжение Синая. На Синайской горе Бог посетил народ Свой. Он беседовал там с Моисеем, а позднее — с Илией. Здесь Христос беседует с ними, стоя на месте Бога. Как велико сияние Его славы! Он — в славе Самого Бога. Что может быть больше этого? И Петр, кажется, все понял. Как иудеи во время Исхода, он хочет поставить кущи, чтобы оградить Божественное присутствие, увековечить это мгновение. Осуществить самое великое желание всякого верующего человека: встретиться с Богом и не разлучаться с Ним никогда. Позади преследование фарисеев, позади угрозы Ирода. Наконец-то Мессия, чаемый всеми праведниками в веках, являет Свою силу, посрамляя сатану, который на горе искушения предлагал Ему показать ее.
Наконец-то пришло время Бога, открывающего сияние Своей славы на земле живых. Как легко теперь верить в Того, Чей свет видим и касается нас. Пусть наше жилище будет там, где сияет эта слава. Сделаем три кущи, поселимся здесь навсегда.
Таково было желание Симона Петра среди этого видения. И таковым оно бывает часто у нас: здесь, в этом мире, ощутимо знать Бога, так, чтобы можно было удержать однажды дарованную нам благодать. Жить Богом, удалившись от суеты мира, быть свободными от каждодневных нужд, не знать ни болезней, ни тревог, ни отчаяния. Чтобы открылась, наконец, наша жизнь небесному свету, и Бог пришел к нам, и мы были с Ним. Чтобы небо одно заполняло все, и мы не слышали больше ничего о земле и ее бедах.
Это желание апостола Петра, которое может быть и нашим желанием, — только мечта. Потому и сказано в другом Евангелии о Петре: «Он не знал, что говорил» (Лк. 9, 33). И при этих его словах, «облако покрыло их». И они оказались во мраке, где не видно ничего, где можно только слышать глас Отчий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Да, преобразившийся во славе Христос поистине есть Сын Божий, но Он дан нам не в очевидности славы, но в облаке, во мраке веры. Ибо «верою ходим, а не видением» (2 Кор. 5, 7). Есть некоторые из стоящих здесь, для кого этот мрак иногда просиявает светом. И есть некоторые из нас, для кого этот мрак веры становится ночью, и они готовы отойти от Церкви.
Преображение Господне возвещает о Кресте и страданиях Христа. Также и пророки, стоящие справа и слева от Господа, говорят об исходе, который Он должен совершить в Иерусалиме. Но исход не означает только смерть, это именно исход из этого мира. То, что предполагает полноту спасения: смерть, Воскресение и Вознесение Господа.
«Два мужа, явившиеся во славе» (Лк. 9, 31) связаны с этими событиями. Согласно многочисленным свидетельствам святых отцов, Илия, гонимый слуга Иеговы, прообразует не только страдания и смерть Мессии, но также Его Воскресение, поскольку он был взят на небо. Смерть Моисея также окружена таинственностью — Предание говорит о его успении. Некоторые святые отцы видят в «двух мужах в белых одеждах», возвещающих о грядущей славе Христовой во время Его Вознесения (Деян. 1, 10), — Моисея и Илию. Так Преображение Господне становится прообразованием Вознесения. Два пророка преклоняются перед великим Первосвященником, Который смертью Своей и Воскресением исполнит Превечный Совет Пресвятой Троицы. В свете Преображения начинает раскрываться слава конца времен и Второго Пришествия Христова.
На Фаворской горе одежды Спасителя сделались «белыми как свет». Эта белизна напоминала о «Ветхом деньми», о Котором возвещал пророк Даниил: Тот, Кто Бог, являлся ему в одеянии белом как снег. Эти символы свидетельствуют о многом. Белизна для библейского восприятия была не просто знамением святости, но Самого Бога. Белый цвет — цвет совершенства, чистоты и непорочности. В конце времен праведники будут в белых одеждах, потому что они будут причастны славе Божией. Но белый цвет имеет еще и другое значение. Он являет великолепие царских и священнических одежд. При возведении царя на престол совершается облачение его в царские одежды, в знак обретения им царского достоинства. И Преображение Господа означает также Его возведение на Престол. Мы в присутствии Сына Божия, Мессии и Царя.
И поскольку царственность Мессии неотделима от Его священнического достоинства, Преображение становится Таинством посвящения Великого Первосвященника. Христос всецело отдает Себя Отцу Небесному, и Он — Первенец тех, чья жизнь — в присутствии Божием и присутствие Божие для освящения мира. На Фаворе, говорят святые отцы, совершается богослужение — в самом первом и великом значении этого слова, где Христос — Великий Первосвященник «лучшего завета, поручителем которого Он Сам является» (Евр. 7, 22). Это превечное и совершенное священство — отношение Сына с Отцом. «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5). Так ниспадает завеса Святого Святых, чтобы явить Сына Божия в одеждах славы. Но это произойдет на самом деле только тогда, когда завеса храма будет разодрана надвое, от верхнего края до нижнего, и Он скажет на Кресте последнее слово: «Совершилось».
Красота Сына Божия превечно отмечена печатью Креста. Чтобы мы могли войти в тайну Христа и познать по-настоящему славу Фавора, Христос должен совлечься Своих одежд. В этом смысл зова Отча: «Того послушайте». Преображение — свет от Креста и слова над ликом Христа: «Аз есмь Сущий», любовь, которую Бог являет в жертве Своего Сына за всех людей. Никто из людей не имеет своего света. «Как Он будет распят между двумя разбойниками, — говорит преподобный Анастасий Синаит, — так здесь Он между Моисеем и Илией». За Божественной Литургией, когда совершается принесение Тела и Крови Христовых, мы находимся на горе Фаворской. И все места встречи с Господом — гора Фавор. Всюду на земле происходит соединение Бога, сходящего на землю, и человека, восходящего к небу. Всем, хотящим, подобно Ироду, узнать о славе Его, Христос напоминает о их слепоте к Его страданиям, к Его Кресту. И потому Евангелие, Церковь говорят нам, чтобы мы до времени хранили молчание об этой славе, пока не откроется она через Крест пришествием Духа, пока не наступит время Церкви. Пока не научимся мы жить истинным ожиданием конца истории, когда придет Он со славою многою, и мы увидим знамение Сына Человеческого — Крест Его.
Протоиерей Александр Шаргунов