5 августа — празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте с грошиками»
Этот образ прославился в 1888 году в Петербурге, когда во время грозы в часовню ударила молния — прямо в то место, где стояла икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Но икона осталась невредимой, к ней лишь прилепились медные монеты (грошики) из разбитой кружки для пожертвований. Кроме того, прежде закопченная икона обновилась и посветлела. После этого у иконы произошло несколько исцелений неизлечимо больных. К какому обновлению нашей жизни призывает нас Божия Матерь, какой свет открывает нам Ее чудотворный образ? Что хочет сказать нам Господь, от чего исцелить?
Перед нами — грозное и поистине пророческое, освещающее смысл всего происходящего событие накануне апокалиптического XX века! Скоро страшная гроза обрушится на нашу Церковь. Но несмотря на небывалые разрушения, Церковь обновится и просияет для любящих Бога еще светлей. Молния ударяет в часовню, попаляя все ее великолепие и богатство, оставляя в неприкосновенности только этот образ с прилипшими к нему медяками.
В праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте с грошиками» читается обычное Богородичное Евангелие. Но глядя на чудо, явленное через эту икону, невольно вспоминаешь другое хорошо известное нам Евангелие — о вдове, которая больше всех положила. Так просто это повествование, так легко для понимания, и так оно правдиво, так говорит всю правду!
Мы видим два типа людей: с одной стороны — книжники и богатые люди, с другой — бедная вдова. Христос выносит суровый приговор фарисеям. Они лицемерны, тщеславны, любят почести и первые места. Они наживаются на «малых сих» и на бедных. Мы видим в Евангелии, как они важно проходят перед всеми, бросая огромные суммы в «церковную кружку». Но Господь не удостаивает их ни единой похвалы. Его внимание привлекает вдова, которая робко и неприметно кладет в сокровищницу две монетки. Богачи величавы и надменны, вдова — смиренна и правдива. На память приходит притча о мытаре и фарисее. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди», — молится фарисей. «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо» (Лк. 18, 11, 13). С одной стороны — самовозвеличивание, с другой — подлинное смирение. С одной стороны — много денег, опущенных в сокровищницу (количественно), с другой — несколько монеток, почти ничего (но какого качества!). Глядя на этих богатых, которые «клали много», невольно думаешь: какие они щедрые! Их имена выделяются среди прочих жертвователей, они торжественно поминаются за каждым богослужением. А в некоторых наших общинах запечатлены при входе в храм золотыми буквами на мраморных досках. Вдова же и все бедные, которые кладут на тарелочный сбор очень мало, никогда не увидят свои имена где-то написанными.
Но Бога не обманешь. Вот о чем напоминает это Евангелие. Бог видит, кто истинен, а кто нет, кто подлинно щедр, а кто только снаружи. Он испытует сердца. Количество не производит на Него никакого впечатления. Качество и щедрость сердца — да! «Эта вдова больше всех положила», — говорит Христос. В книге, где Бог записывает имена жертвователей, они находятся во главе списка. Большой вопрос — будут ли там имена богатых, которые, по правде говоря, практически ничего не положили. Они ничего не дали на храм, кроме некоторых своих излишков. В то время как вдова отдала последнее. Господь уточняет это и подчеркивает: «Все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». Она все отдает. Отдавая, она рисковала своей жизнью, брала на себя риск остаться совсем без пищи — то, без чего человек не может жить.
То же самое было со вдовой из Сарепты Сидонской, которую пророк Илия встретил при входе в город. У нее осталась только «горсть муки в кадке и немного масла в кувшине». Почти ничего — для ее больного сына и для нее самой. И это почти ничего она дает пророку, доверяясь слову, которое он говорит ей: «Не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет».
Мы находимся в самом центре Евангелия. «Сберегший душу свою (то есть жизнь свою) потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее», — говорит Христос. Две вдовы — одна из Сарепты Сидонской, другая в Иерусалимском храме — и великое множество безвестных вдов, бедных и скорбящих, готовы отдать не только то, что у них есть, но всецело отдать себя. Они рискуют своей жизнью. Но Бог принимает их и бдит над ними. И Пречистая Божия Матерь в чуде, явленном во время грозы, берет их под Свой покров.
Самоотдача, к которой зовет Спаситель и Пречистая Его Матерь, необязательно может осуществляться в грозных событиях, ей не нужно быть непременно в зрелищных жестах, в общественном месте. Прежде чем пришел час нашего главного испытания, эта самоотдача должна воплощаться в каждодневных и простых действиях, которые требуют много любви. Искренне заботиться о счастье и благополучии тех, кого Господь поставил на нашем пути, не отворачиваться ни от кого, кто тянет к нам руку, прося о помощи, давать не скупо, а щедро из того, что мы имеем, — с готовностью отдать и то, без чего мы сами не сможем обойтись, — это и есть наше участие в сегодняшнем празднике. Это и есть начало нашего приобщения Господу, Который отдает Себя нам без остатка, и тайне Пречистой Его Матери, Заступницы нашей, подвигу всех святых. Только отдавая себя, можем мы обрести то, ради чего любовью Божией мы вызваны из небытия, — жизнь вечную, благодать самоотдающей любви.
Протоиерей Александр Шаргунов